Регулирование аудиторской деятельности в странах СНГ

Оцените материал
(3 голосов)

В статье рассмотрены нормативно-правовые аспекты регулирования аудиторской деятельности в некоторых странах СНГ (Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Россия и Украина).

Статья написана владельцем сайта Dipmall.ru.
Данная статья подготовлена в рамках оказания помощи по написанию статей для клиентов. Стоимость написания статьи зависит от темы, объема и требований и начинается от 1000 рублей. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.

Активизирующаяся позиция аудита в общественно-экономических процессах, постепенное повышение его роли в развитии экономики обуславливает необходимость глубокого исследования теоретико-методологических проблем и особенностей развития аудита, как одной их важных инфраструктурных сфер рыночной экономики. В странах СНГ аудиторская деятельность развивалась быстрыми темпами, определение ее отраслевой принадлежности и особенностей, а также подробное исследование возникающих проблем являются вопросами, имеющими особое значение для развития аудита, как отрасли, усовершенствования его теоретико-методологической базы и механизма регулирования.

Регулирование аудита в СНГ
Учитывая ту роль, которую аудит играет в общественно-экономических процессах, а именно то, что он является одной из ведущих сфер, создающих мост высокого доверия и благонадежности для государства, общества и экономики, для развития этой сферы необходимо применять более усовершенствованные модели регулирования. Это связано с тем, что аудиторское мнение, информация, представленные аудитором, своей нейтральностью, прозрачностью и полнотой, в значительной мере оказывают влияние на определение последующего хода событий. Именно с этой точки зрения есть потребность в создании как государственной модели, осуществляющей регулирование аудита непосредственно на законодательных и нормативно-правовых основах, так и модели цивилизованного рынка услуг, с учетом формирования на этом рынке системы отношений на основе здоровых и этических норм.

Существующие дискуссии и споры, связанные с государственным и общественным регулированием аудита, особое внимание уделяют проблемам усовершенствования нормативно-правовой базы и соответствующих механизмов регулирования и конкретизации границ между этими сферами деятельности. Современный уровень развития аудита показывает, что совместная деятельность механизмов государственного и общественного регулирования может оказывать непосредственное влияние на его организацию. Однако это может иметь эффект только в том случае, когда будет создана необходимая нормативная база, определены конкретные функции этих механизмов и условия их взаимодействия (например, если в подготовке профессиональных аудиторов, проведении экзаменов в этой сфере используются механизмы общественного регулирования, то вопросы лицензирования аудиторов непосредственно могут быть отнесены к функциям механизма государственного регулирования).
Актуальность исследования обусловлена тем, что усовершенствование законодательной и методологической базы, с учетом современных требований, является одной из наиболее важных проблем развития аудита и аудиторской службы.
Целью исследования является сравнительная оценка нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в странах СНГ. Для достижения цели были решены следующие задачи:
- характеристика системы регулирования аудиторской деятельности отдельных стран СНГ;
- сравнительный анализ системы регулирования аудиторской деятельности некоторых стран СНГ.
Содружество Независимых Государств (СНГ) – международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. Страны – участницы СНГ перечислены в табл. 1.
Аудиторская деятельность – это процесс оценки работы экономического субъекта. Регулирование аудиторской деятельности – важнейшее задание для ведения успешной экономической политики государства, поскольку является одной из форм обратной связи между ним и представителями бизнеса. Каждая организация должна быть ознакомлена с нормами, принятыми в конкретной стране, и строго их придерживаться. Рассмотрим базовые положения законодательства некоторых стран СНГ, касающиеся разных видов аудиторской проверки предприятий.
Таблица 1 – Страны, входящие в состав СНГ

Государство Дата ратификации
Соглашения о создании СНГ
(от 8 декабря 1991 г.)
Дата ратификации
Протокола к Соглашению о создании СНГ
(от 21 декабря 1991 г.)
Дата ратификации
Устава СНГ
Азербайджан 24 сентября 1993 г.
Армения 26 декабря 1991 г. 26 декабря 1991 г. 9 ноября 1993 г.
Белоруссия 10 декабря 1991 г. 18 января 1994 г.
Казахстан 23 декабря 1991 г. 23 декабря 1991 г. 31 марта 1993 г.
Киргизия 6 марта 1992 г. 18 декабря 1993 г.
Молдавия 8 апреля 1994 г. 26 апреля 1994 г.
Россия 12 декабря 1991 г. не ратифицирован 15 апреля 1993 г.
Таджикистан 25 декабря 1991 г. 26 июня 1993 г. 26 июня 1993
Туркмения 26 декабря 1991 г. 26 декабря 1991 г. не подписан
Узбекистан 4 января 1992 г. 4 января 1992 г. 6 мая 1993 г.
Украина 10 декабря 1991 г. не ратифицирован не подписан
Страны, ранее входившие в СНГ
Грузия 9 декабря 1993 г.

Источник [15]

Рассмотрим регулирование аудиторской деятельности в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, России и Украине.
Завоевав независимость в Азербайджане 31 июля 1991 году кабинетом министров при Министерстве Финансов Азербайджанской Республики был принят закон «О создании центра счётной аудиторской палаты при министерстве финансов Азербайджанской Республики» В этом указе было сказано о том что необходимо проводить экономические реформы. В последствии 16 сентября 1994 г. в Азербайджане был принят закон №882 «Об аудиторской службе» (далее – Закон АР №882) [4].
По Закону АР №882 с целью организации государственного регулирования аудиторской деятельности на территории страны; разработки проектов системы мероприятий и нормативных актов, имеющихся в этой области и направленных на совершенствование развития аудиторской деятельности Азербайджанской Республики; защищать интересы государства, хозяйственных объектов и аудиторов (аудиторских организаций); контролирования соблюдения аудиторами (аудиторскими организациями) требований, вытекающих из Закона АР №882, прочих законодательных и нормативно-правовыми актов, создается Палата Аудиторов Азербайджанской Республики. Деятельность Палата регулируется ее Положением.
Кроме Закона АР №882, в Азербайджане действуют следующие нормативно-правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность:
1. Закон «О внутреннем аудите».
2. Закон «Об обязательном страховании профессиональной ответственности аудитора».
3. Положение «О Палате Аудиторов Азербайджанской Республики».
Аудиторы в своей профессиональной деятельности должны соблюдать стандарты, на основе которых они могут делать выводы и принимать решения. Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и аудитору.
В настоящее время в Азербайджанской Республике выделяют три группы стандартов: национальные; международные; внутрифирменные. Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития, регулирования экономики и т. д. В Азербайджане разработаны новые стандарты для ведения бухгалтерского учета и для проведения аудита. Они разработаны на основе международных стандартов.
Международные стандарты по аудиту действуют при любом проведении независимого аудита и применяются аудиторами при выполнении ими сопутствующей деятельности. Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме. Они разрабатываются самой аудиторской фирмой, и в ходе аудита работники аудиторской службы должны проводить сравнение полученных результатов со своими стандартами и на основе этого дать оценку качества выполняемой работы аудируемого субъекта. Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание — закрытая информация. Внутрифирменные стандарты — это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.
Аудиторские компании и независимые аудиторы, действующие в Азербайджане, с 2010 года полностью перешли на применение международных стандартов аудита. В соответствии с рекомендациями Международной федерации бухгалтеров, в Азербайджане с 1 января 2010 года вместо национальных стандартов аудита применяются международные стандарты [9].
Таким образом, в Азербайджанской Республике сложилась трехуровневая система регулирования аудиторской деятельности, на первом уровне находятся национальные стандарты, на втором уровне международные, на третьем – внутрифирменные. За последние годы аудиторская система Азербайджана успешно внедряет у себя международный опыт и стремится к еще большему развитию.
Рассмотрим регулирование аудиторской деятельности в Белоруссии.
Основу правового регулирования аудиторской деятельности составляет Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон РБ №56-3) [5]. Это второй закон об аудиторской деятельности, принятый в рассматриваемой республике. Первый был принят в 1994 г. [11].
Помимо Закон РБ №56-3 аудиторская деятельность регулируется также иными нормативными актами, определяющими особенности аудита различных экономических субъектов, порядок осуществления отдельных видов аудита и т.д. К числу таких нормативно-правовых актов следует отнести национальные правила осуществления аудита, утверждаемые постановлениями Минфина Республики Беларусь [13]. Сегодня имеется 35 национальных правил, из которых 29 соответствуют МСА.
Статья 8 Закона РБ № 57-З допускает возможность создания аудиторских общественных объединений и предлагает им довольно обширное поле деятельности. Однако, их роль в регулировании аудита в Республике Беларусь незначительна. В том числе, такие структуры не создают нормативные правила для своих членов [8].
Таким образом, регулирование аудита в Республике Беларусь носит централизованных характер. Уровни нормативно-правового регулирования следует разделить на три зоны: федеральное законодательство, национальные правила и внутренние стандарты аудиторских организаций.
Далее следует охарактеризовать регулирование аудита в Казахстане.
Ученые Казахстана отмечают высокий уровень развития аудита в стране. В частности, д.ф.н. РК Жумаханова Диана Рашитовна полагает, что аудит в Казахстане прошел все стадии развития и установился в виде самостоятельной формы финансового контроля, функции которого не пересекаются и не дублируются другими формами контроля. Изучив основные критерии толкования аудита, ученый заключила, что аудит представляет собой не только проверку финансовой отчетности, но и полную экспертизу деятельности субъекта [12].
Аудиторская деятельность регулируется Законом Республики Казахстан № 304-I «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан», принятым в 1998 году [6] (далее – Закон РК № 304-I). К слову, это второй закон Республики Казахстан, регулирующий аудиторскую деятельность на территории страны. Первый был принят в 1993 г. [11].
Учитывая переход аудита Казахстана на международные стандарты и принятие их в качестве национальных, а также вступлением Палаты аудиторов Казахстана в Международную федерацию бухгалтеров и аудиторов (IFAC), в Закон № 304-I были внесены принципиальные изменения в соответствие с международными аудиторскими стандартами.
В соответствие с Законом № 304-I аудиторская организация должна получить лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Для получения лицензии необходимо лишь оплатить оговоренный сбор и подать соответствующее заявление. Заявление можно подать в том числе электронно.
Аудиторская деятельность – это единственная в Казахстане отрасль, где саморегулирование развивается уже на протяжении 23 лет. Изначально с 1998 года Минфин Республики Казахстана делегировал профессиональным объединениям аудиторских организаций определенные функции в части контроля за аудиторскими организациями и аккредитации кандидатов в аудиторы. Важнейшей такой структурой является Палата аудиторов Республики Казахстан.
К документам второго уровня регулирования аудита в Казахстане следует отнести МСА, которые были признаны в качестве национальных в 2000 г. Большую роль при этом сыграла республиканская Палата аудиторов.
Третий уровень регулирования аудита в Республике Казахстан – внутрифирменные стандарты аудита, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита. Документы этого уровня детализируют документы более высоких уровней.
Таким образом, регулирование аудита в Республике Казахстан является достаточно либеральным. Первый уровень регулирования определяется законодательством республики. Второй уровень составляют МСА, принятие в качестве национальных. Большую роль в регулировании аудита играют профессиональные аудиторские объединения, которые сыграли решающую роль во внедрении МСА. На третьем уровне регулирования расположились внутрифирменные аудиторские стандарты.
Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации происходит с помощью:
1) Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ [1] (далее – Закона №307-ФЗ);
2) других законов федеральных округов о проведении аудита;
3) федеральных стандартов;
4) стандартов, которые разработали аудиторские объединения;
5) специальных стандартов, разработанных внутри аудиторских организаций.
Закон №307-ФЗ – это главный документ, который осуществляет правовое регулирование аудиторской деятельности. В законе №307-ФЗ обозначаются основные понятия: аудит, аудитор, функции и критерии аудиторской проверки, виды, права и обязанности особ, которые совершают данный вид проверок, контроль аудита, аттестация на право ведения аудита. Все проверяющие компании и лица, которые подлежат аудиту, обязаны соблюдать этот Закон. В случае нарушения одной из норм следует административная, уголовная либо гражданско-правовая ответственность.
Нормативное регулирование аудиторской деятельности происходит и с помощью федеральных стандартов аудита. Эти стандарты отвечают МСА. Они в РФ ещё не разработаны до конца.
В российском аудите в настоящее время действуют 40 национальных стандартов аудита, в том числе два стандарта первого поколения, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, 29 стандартов второго поколения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, и 9 стандартов третьего поколения, утвержденные приказами Минфина России № 16н, 46н, 90н и 99н в 2010 г. [14]. Заметим, что в свое время при их подготовке учитывалась международная аудиторская практика, обобщенная в международных аудиторских стандартах.
С 2017 года в России начинают применяться международные стандарты аудита (МСА). Они введены Приказами Минфина России от №192н [2] и №207н [3] и обязательны для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
По мнению автора, в связи с введением МСА деятельность аудиторских организаций потребует не только изучения огромного текстового материала международных стандартов, но и разработки приемлемых аудиторских процедур, способов и форматов их документирования, а также огромных временных и финансовых затрат аудиторских компаний, переживающих не лучшие времена.
Изучение текстов стандартов по существу позволяет оценить качественные различия стандартизации по международным и отечественным правилам. Отечественные документы являются рамочными, а международные содержит четкую подробную инструкцию, описывающую множество нюансов, последовательных действий, увязанных с конкретными пунктами других стандартов, требования которых должны быть исполнены в том или ином случае.
Свои стандарты могут разрабатывать аудиторские объединения. Они должны отвечать федеральным стандартам, их главная функция – дополнение, и отличаются только наличием дополнительных требований.
Таким образом, регулирование аудиторской деятельности в России имеет четырехуровневую структуру. Первый уровень занимают федеральные законы и указы президента, второй – федеральные стандарты, частично разработанные в соответствие с МСА, третий – стандарты профессиональных объединений аудиторов, четвертый – внутрифирменные аудиторские стандарты.
Аудиторская деятельность в Украине регулируется Законом Украины «Об аудиторской деятельности» №3125-XII от 22 апреля 1993 года [7] (далее – Закон Украины №3125-XII), Стандартами аудита и Кодексом этики профессиональных бухгалтеров, введенными решением Аудиторской палаты Украины № 122 от 18 апреля 2003 года, положениями Аудиторской палаты Украины и другими нормативно правовыми актами.
Законом Украины №3125-XII определено суть аудиторской деятельности, субъектов аудиторской деятельности, объекты и направления аудита, порядок сертификации аудиторской деятельности, порядок создания и деятельности Аудиторской палаты Украины, общественной организации аудиторов Украины, права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских фирм.
Помимо Закона Украины №3125-XII аудиторская деятельность регулируется Кодексом этики профессиональных бухгалтеров и МСА, а также положениями и инструкциями аудиторской палаты Украины (АПУ). Утверждение стандартов аудита является исключительно правом АПУ. Поэтому утвержденные АПУ стандарты аудита являются обязательными для аудиторов, аудиторских фирм и субъектов хозяйствования. АПУ по согласованию с Международной федерацией бухгалтеров осуществляет перевод и издания МСА на украинском языке.
Под стандартами аудита понимают основные принципы, которых следует придерживаться при аудиторских проверках. Прежде всего, аудиторские стандарты нужны потому, что они дают возможность поддерживать аудиторскую деятельность на соответствующем уровне, заставляют аудитора постоянно повышать свой научный и профессиональный уровень. Кроме того, стандарты регламентируют порядок осуществления аудита, чем помогают самым аудиторам в выполнении их обязанностей.
Стандарты аудита определяют основные принципы выполнения аудиторских процедур. Это директивные документы, которые по значению приравниваются к законам в части аудита. Стандарты используют независимо от условий, в которых проводится аудит, они включают в себя также объяснения, инструкции и другие нормы аудита, являющиеся руководством к проведению аудиторских процедур, их применяют к отдельным объектам проверки и подготовки аудиторских заключений. В случае отклонения от требований стандартов аудита аудитор должен дать объяснение о причинах таких отклонений.
Важная роль принадлежит и внутрифирменным стандартам аудита, которые разрабатываются и утверждаются конкретной аудиторской фирмой и требуют соблюдения работниками аудиторской фирмы.
Внутрифирменные стандарты аудита – это совокупность способов, принципов, методов и приемов, которые разрабатываются и используются аудиторской фирмой для оказания аудиторских услуг, и порядок документального оформления результатов проверки. Такие стандарты являются индивидуальными для каждой аудиторской фирмы и разрабатываются с целью совершенствования организации труда аудиторов, контроля за выполнением проведенных процедур, повышение качества предоставления аудиторских услуг и репутации деятельности аудиторской фирмы.
Обобщим итоги проведенного исследования в табл. 2.
Таблица 2 – Сравнительная характеристика компетенций государственных органов при регулировании аудита в некоторых странах СНГ

Показатель Азербайджан Беларусь Казахстан Россия Украина
Лицензирование АД ˅        
Организация системы аттестации аудиторов ˅ ˅ ˅ ˅ ˅
Проведение экзамена ˅ ˅     ˅
Выдача и отзыв аттестата (сертификата) аудитора ˅ ˅      
Принятие национальных стандартов АД   ˅      
Контроль в области АД ˅ ˅ ˅ ˅ ˅
Применение мер влияния в отношении аудиторских компаний ˅       ˅
Ведение реестра аудиторских компаний   ˅ ˅ ˅ ˅
Ведение реестра профессиональных аудиторов   ˅   ˅ ˅
Аккредитация профессиональных объединений +   ˅   ˅
Ведение реестра профессиональных объединений     ˅ ˅ ˅
Контроль за деятельностью профессиональных объединений ˅   ˅ ˅ ˅
Применение мер дисциплинарного воздействия в отношении профессионального объединения ˅     ˅  
Установление порядка, формы отчета и сроков сдачи отчетов профессионального объединения     ˅ ˅  
Установление порядка, сроков, формы отчета аудиторских организаций   ˅ ˅   ˅

Помимо государства, важная роль в регулировании аудиторской деятельности принадлежит профессиональным объединениям аудиторов. Их роль в регулировании аудиторской деятельности некоторых стран СНГ обобщена в табл. 3.
Таблица 3 – Сравнительная характеристика регулирующих функций профессиональных объединений аудиторов некоторых стран СНГ

Показатель Азербайджан Беларусь Казахстан Россия Украина
Разработка и принятие внутренних стандартов аудиторской деятельности ˅   ˅ ˅ ˅
Принятие кодекса этики - ˅ ˅ ˅ ˅
Организация обучения претендентов на получение квалификационного аттестата (сертификата) ˅   ˅ ˅ ˅
Проведение квалификационного экзамена (аттестация) ˅   ˅ ˅ ˅
Выдача квалификационного аттестата (сертификата) и его аннулирование     ˅ ˅ ˅
Организация повышения квалификации ˅ ˅ ˅ ˅ ˅
Контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций   ˅ ˅ ˅ ˅
Применение мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов     + +  
Обеспечение имущественной ответственности своих членов     ˅ ˅  
Ведение реестра аудиторских организаций       ˅  
Ведение реестра аудиторов       ˅  
Составление статистической отчетности о деятельности проф.объединения   ˅ ˅ ˅ ˅
Обеспечение информационной открытости деятельности своих членов       ˅  
Участие в совещательных органах, созданных уполномоченным государственным органом ˅ ˅ ˅ ˅ ˅

Некоторые страны СНГ активно участвует в процессе гармонизации национального законодательства в рамках ЕАЭС. Среди рассмотренных выше таковыми являются России, Беларусь и Казахстан. Для координации этой деятельности создана рабочая группа при консультативном совете по финансовым рынкам по разработке данного соглашения. Цель этого документа – гармонизация нормативно-правовой базы стран – участниц ЕАЭС для создания единого рынка аудиторских услуг, обеспечения на нем равных конкурентных условий и снятия имеющихся барьеров.
На сегодня проект соглашения подготовлен почти на 80%. Однако имеется ряд различий в национальных законодательствах стран – участниц ЕАЭС, по которым пока не найден консенсус. Это непростая задача, решение которой требует времени.
В соответствии с проектом плана либерализации по формированию единого рыка услуг в области аудита, подготовленного Евразийской экономической комиссией, работа над соглашением должна завершиться к концу 2017 г. Так что пока рано прогнозировать, каким будет окончательный вариант этого документа. Но полагаю, что он будет выгодным для всех сторон и поможет белорусским аудиторским компаниям расширить сферу своей деятельности.
Проведенный анализ современного состояния законодательства об аудиторской деятельности государств-членов СНГ в целом выявил наличие значительного сходства и единых подходов к организации и осуществлению аудиторской деятельности, а также различия, имеющиеся в нормативном регулировании. Существенную роль в дальнейшем развитии профессии и правовой регламентации аудиторской деятельности играют международные стандарты аудита. Это создает благоприятную основу для гармонизации национального законодательства государств-членов СНГ.

Список литературы
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СПС «Консультант Плюс».
2. Приказ Минфина России от 24.10.2016 №192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» (ред. от 30.11.2016) // СПС «Консультант Плюс».
3. Приказ Минфина России от 09.11.2016 №207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» (ред. от 30.11.2016) // СПС «Консультант Плюс».
4. Закон Азербайджанской Республики №882 от 16 сентября 1994 года «Об аудиторской службе» // Палата аудиторов Азербайджанской Республики [электронный документ]. – Режим доступа: http://www.audit.gov.az/uploads/Auditor_xidmeti_haqqinda_qanun_rus.pdf (дата обращения: 08.01.2017).
5. Закон Республики Беларусь №56-З от 12.07.2013 «Об аудиторской деятельности» // Главный бухгалтер [электронный документ]. – Режим доступа: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/ob-auditorskoi-deyatelnosti-zakon-rb-ot (дата обращения: 08.01.2017).
6. Закон Республики Казахстан № 304-I от 20 ноября 1998 года «Об аудиторской деятельности» // Палата аудиторов Республики Казахстан [электронный документ]. – Режим доступа: http://www.audit.kz/uploadz/zakonobaudit.doc (дата обращения: 08.01.2017).
7. Закон Украины № 3125-XIII от 22 апреля 1993 года «Об аудиторской деятельности» // Парус – Интернет-консультант [электронный документ]. – Режим доступа: http://consultant.parus.ua/?doc=000Q5B68C9 (дата обращения: 08.01.2017).
8. Аудит-25: баланс потребностей и возможностей // Экономическая газета [электронный документ]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/audit/smi/2016_10_eg.pdf (дата обращения: 08.01.2017).
9. Аудиторская система Азербайджана успешно справляется со стоящими перед ней вызовами (эксклюзив) // Новости Азербайджана [электронный документ]. – Режим доступа: http://www.trend.az/business/economy/2515418.html (дата обращения: 08.01.2017).
10. В Беларуси намерены перевести бухучет на международные стандарты // Белорусский партизан [электронный документ]. – Режим доступа: http://www.belaruspartisan.org/m/economic/363431/ (дата обращения: 08.01.2017).
11. Городилов М.А. Система регулирования аудиторской деятельности за рубежом // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. – 2009. - №2. – С.90-99.
12. Жумаханова Д.Р. Аннотация диссертации на соискание ученой степени «доктор философии» (PhD) по специальности 6D030100 – Юриспруденция [электронный документ] // Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева. – Режим доступа: http://www.enu.kz/downloads/doctorantura/zhumahanova-abs-rus.pdf (дата обращения: 08.01.2017).
13. Национальные правила аудиторской деятельности // Министерство финансов Республики Беларусь [электронный документ]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/auditor_activities/legislative_acts/f32a82889d70301e.html (дата обращения: 08.01.2017).
14. Перечень федеральных стандартов аудиторской деятельности, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных Правительством Российской Федерации, и правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации // СПС «КонсультанПлюс» [электронный документ]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=196145&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3130658270267801#0 (дата обращения: 08.01.2017).
15. Содружество Независимых Государств // Википедия [электронный документ]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Содружество_Независимых_Государств (дата обращения: 08.01.2017).


Прочитано 2214 раз Последнее изменение Пятница, 14 января 2022 02:11
Александр
Александр
Последнее от Александр

Mobile menu