Задача на построение матрицы БКГ. Работа была заказана студентом одного из ВУЗов г. Санкт-Петербург. В исследовании данные из условий задача.
Стоимость подобной работы по экономическим дисциплинам "под ключ" начинается от 1000 рублей и зависит от требований. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.
Условие задачи:
Предприятие специализируется на выпуске кинокамер и высокоточных оптических приборов. В последние годы им освоен выпуск видеокамер. Продукция предприятия имеет потребителей в России, ближнем зарубежье, развивающихся странах. Основными потребителями оптических приборов являются медицина и сельское хозяйство, оборонная промышленность. Объем реализации продукции в денежных единицах (ДЕ) за последние четыре года и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице.
Характеристика портфеля предложений предприятия
Виды продукции | Объем реализации по годам, тыс. ДЕ | Доля рынка, 2019 г., % | ||||
2000 | 2018 | 2019 | 2020 | пред- приятие |
конку- рента |
|
1.Кинокамеры для России и ближнего зарубежья (Кинокамеры РиБЗ) | 1650 | 1700 | 1850 | 2405 | 11 | 9 |
2.Кинокамеры для развивающихся стран (Кинокамеры РС) | 200 | 240 | 280 | 448 | 15 | 10 |
3.Видеокамеры для России и ближнего зарубежья (Видеокамеры) | - | 60 | 100 | 1 | 7 | |
4.Оптические приборы для армии и флота (Оптические приборы А) | 900 | 600 | 580 | 348 | 40 | 18 |
5.Оптические приборы для предприятий оборонной промышленности (Оптические приборы ОП) | 1600 | 1200 | 900 | 400 | 2 | 4 |
6.Оптические приборы для медицинских организаций (Оптические приборы МО) | 1000 | 1000 | 980 | 686 | 16 | 16 |
Задание:
Используя матрицу БКГ сформировать продуктовую стратегию предприятия.
Решение:
Для формирования матрицы БКГ предложены два показателя: объемы реализации и доля рынка. Объемы реализации даны для 2000 и 2018-2020 гг. 2000 г. следует принять за базовый, так как изменения между 2000 и 2018 г. для большей части продукции незначительные. Следовательно, за базисный период принимает 2000 г., отчетный 2020 г. Между базисным и отчетным периодом прошло 9 лет, то есть для целей последующего анализа следует использовать период в 11 лет.
На первом этапе следует рассчитать среднегодовой темп роста реализованной продукции, используя следующую формулу:
где: уn – объем реализации отчетного периода;
у1 – объем реализации базисного периода;
n – количество периодов.
Для объема реализации видеокамер в качестве базисного периода взят 2019 г., отчетного – 2020 г.; количество периодов – 2. Среднегодовые темпы роста реализации продукции рассчитаны в таблице 1 ниже:
Таблица 1
Расчет среднегодовых темпов роста
Виды продукции | Объем реализации по годам, тыс. ДЕ |
Среднегодовой темп роста, % | |||
2000 | 2018 | 2019 | 2020 | Tp | |
1.Кинокамеры РиБЗ | 1650 | 1700 | 1850 | 2405 | 103,84 |
2.Кинокамеры РС | 200 | 240 | 280 | 448 | 108,40 |
3.Видеокамеры | - | - | 60 | 100 | 166,67 |
4.Оптические приборы А | 900 | 600 | 580 | 348 | 90,94 |
5.Оптические приборы ОП | 1600 | 1200 | 900 | 400 | 87,06 |
6.Оптические приборы МО | 1000 | 1000 | 980 | 686 | 96,30 |
На следующем этапе осуществляется расчет относительной доли реализации (ОДР) по каждой товарной позиции, занимаемую организацией на исследуемом рынке. ОДР рассчитывается как отношение доли рынка анализируемой организации к доле конкурента (таблица 2 ниже).
Таблица 2
Расчет ОДР
Виды продукции | Доля рынка, 2019 г., % | ОДР | |
Предприятие | Конкурента | ||
1.Кинокамеры РиБЗ | 11 | 9 | 1,22 |
2.Кинокамеры РС | 15 | 10 | 1,50 |
3.Видеокамеры | 1 | 7 | 0,14 |
4.Оптические приборы А | 40 | 18 | 2,22 |
5.Оптические приборы ОП | 2 | 4 | 0,50 |
6.Оптические приборы МО | 16 | 16 | 1,00 |
ОДР по кинокамерам, реализуемым на территориях России и ближнего зарубежья принято значение 1,22, что свидетельствует о том, что объем реализации организацией данного продукта превышает продажи аналогичных товаров сильнейшей конкурента на 22%.
В таблице 3 представлены данные для построения матрицы БКГ.
Таблица 3
Показателя для матрицы БКГ
Виды продукции | Объем реализации 2000 г. тыс. ДЕ | Tp | ОДР |
Кинокамеры РиБЗ | 2405 | 103,84 | 1,22 |
Кинокамеры РС | 448 | 108,40 | 1,50 |
Видеокамеры | 100 | 166,67 | 0,14 |
Оптические приборы А | 348 | 90,94 | 2,22 |
Оптические приборы ОП | 400 | 87,06 | 0,50 |
Оптические приборы МО | 686 | 96,30 | 1,00 |
Построение матрицы БКГ осуществлено в программе Excel. Для этих целей целесообразно использовать пузырьковую диаграмму (рисунок 1).
Рисунок 1. Матрица БКГ
Для построения матрицы использовать следующие средние параметры:
1) темп роста продаж (ось У): 126,87 – определена вертикальная линия квадрата;
1) ОДР (ось Х): 1,18 – определена горизонтальная линия квадрата.
На рисунке 2 распределены товарные категории в соответствие с полученной матрицей.
Рисунок 2. Распределение товарных категорий
К товарам категории «Дикие кошки» следует отнести лишь видеокамеры. Доля рынка по этой продукции низкая, но наблюдается высокий темп роста в 2020 г. по сравнению с 2019 г. (только за последний год). В перспективе видеокамеры могут стать как «Звездами», так и «Дохлыми собаками». При переходе данной товарной позиции в категорию «Звезды, следует инвестировать в развитие продукта.
Товары из категории «Звезды» у данного предприятия отсутствуют.
В категорию «Дохлые собаки» попали оптические приборы для оборонной промышленности и медицинских учреждений.
К категории «Дойные коровы» следует отнести все кинокамеры, а также оптические приборы для армии.
Рекомендованные стратегии по анализируемым товарам представлены в таблице 5.
Таблица 5
Предлагаемая товарная стратегия
Категория | Наименование продукции | Товарная стратегия |
«Дикие кошки» | Видеокамеры | Увеличение доли рынка |
«Дойные коровы» | Кинокамеры РиБЗ | Увеличение объемов продаж с одновременным увеличением доли рынка |
Кинокамеры РС | ||
Оптические приборы А | Увеличение объемов продаж за счет высокого потенциального спроса | |
«Дохлые собаки» | Оптические приборы ОП | Поддержание продукта за счет постоянных поставок по государственным контрактам |
Оптические приборы МО | Поддержание объемов реализации за счет постоянных контрактов |
Таким образом, для видеокамер применима стратегия «Дохлые собаки», то есть увеличение доли рынка. Для видеокамер и оптических приборов для армии – стратегия «Дойные коровы», то есть увеличение объемов реализации. Производство оптических приборов для медицины и оборонной промышленности следует сдерживать и поддерживать регулярных поставок.
На DipMall.ru можно заказать магистерские исследования, бакалаврские исследования и дипломы специалистов (ВКР), курсовые работы, научные статьи и эссе, другие работы и исследования, купить готовую работу. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.