Задача на построение матрицы БКГ (контрольная работа)

Оцените материал
(8 голосов)

Матрица БКГЗадача на построение матрицы БКГ. Работа была заказана студентом одного из ВУЗов г. Санкт-Петербург. В исследовании данные из условий задача. 

Стоимость подобной работы по экономическим дисциплинам "под ключ" начинается от 1000 рублей и зависит от требований. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.

Условие задачи:

Предприятие специализируется на выпуске кинокамер и высокоточных оптических приборов. В последние годы им освоен выпуск видеокамер. Продукция предприятия имеет потребителей в России, ближнем зарубежье, развивающихся странах. Основными потребителями оптических приборов являются медицина и сельское хозяйство, оборонная промышленность. Объем реализации продукции в денежных единицах (ДЕ) за последние четыре года и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице.

Характеристика портфеля предложений предприятия

Виды продукции Объем реализации по годам, тыс. ДЕ Доля рынка, 2019 г., %
2000 2018 2019 2020 пред-
приятие
конку-
рента
1.Кинокамеры для России и ближнего зарубежья (Кинокамеры РиБЗ) 1650 1700 1850 2405 11 9
2.Кинокамеры для развивающихся стран (Кинокамеры РС) 200 240 280 448 15 10
3.Видеокамеры для России и ближнего зарубежья (Видеокамеры) -   60 100 1 7
4.Оптические приборы для армии и флота (Оптические приборы А) 900 600 580 348 40 18
5.Оптические приборы для предприятий оборонной промышленности (Оптические приборы ОП) 1600 1200 900 400 2 4
6.Оптические приборы для медицинских организаций (Оптические приборы МО) 1000 1000 980 686 16 16

Задание:

Используя матрицу БКГ сформировать продуктовую стратегию предприятия.

Решение:

Для формирования матрицы БКГ предложены два показателя: объемы реализации и доля рынка. Объемы реализации даны для 2000 и 2018-2020 гг. 2000 г. следует принять за базовый, так как изменения между 2000 и 2018 г. для большей части продукции незначительные. Следовательно, за базисный период принимает 2000 г., отчетный 2020 г. Между базисным и отчетным периодом прошло 9 лет, то есть для целей последующего анализа следует использовать период в 11 лет.
На первом этапе следует рассчитать среднегодовой темп роста реализованной продукции, используя следующую формулу:

 Формула

где: уn – объем реализации отчетного периода;
у1 – объем реализации базисного периода;
n – количество периодов.

Для объема реализации видеокамер в качестве базисного периода взят 2019 г., отчетного – 2020 г.; количество периодов – 2. Среднегодовые темпы роста реализации продукции рассчитаны в таблице 1 ниже:

Таблица 1

Расчет среднегодовых темпов роста

Виды продукции Объем реализации
по годам, тыс. ДЕ
Среднегодовой темп роста, %
2000 2018 2019 2020 Tp
1.Кинокамеры РиБЗ 1650 1700 1850 2405 103,84
2.Кинокамеры РС 200 240 280 448 108,40
3.Видеокамеры - - 60 100 166,67
4.Оптические приборы А 900 600 580 348 90,94
5.Оптические приборы ОП 1600 1200 900 400 87,06
6.Оптические приборы МО 1000 1000 980 686 96,30

На следующем этапе осуществляется расчет относительной доли реализации (ОДР) по каждой товарной позиции, занимаемую организацией на исследуемом рынке. ОДР рассчитывается как отношение доли рынка анализируемой организации к доле конкурента (таблица 2 ниже).

Таблица 2

Расчет ОДР

Виды продукции Доля рынка, 2019 г., % ОДР
Предприятие Конкурента
1.Кинокамеры РиБЗ 11 9 1,22
2.Кинокамеры РС 15 10 1,50
3.Видеокамеры 1 7 0,14
4.Оптические приборы А 40 18 2,22
5.Оптические приборы ОП 2 4 0,50
6.Оптические приборы МО 16 16 1,00

ОДР по кинокамерам, реализуемым на территориях России и ближнего зарубежья принято значение 1,22, что свидетельствует о том, что объем реализации организацией данного продукта превышает продажи аналогичных товаров сильнейшей конкурента на 22%.
В таблице 3 представлены данные для построения матрицы БКГ.

Таблица 3

Показателя для матрицы БКГ

Виды продукции Объем реализации 2000 г. тыс. ДЕ Tp ОДР
Кинокамеры РиБЗ 2405 103,84 1,22
Кинокамеры РС 448 108,40 1,50
Видеокамеры 100 166,67 0,14
Оптические приборы А 348 90,94 2,22
Оптические приборы ОП 400 87,06 0,50
Оптические приборы МО 686 96,30 1,00

 Построение матрицы БКГ осуществлено в программе Excel. Для этих целей целесообразно использовать пузырьковую диаграмму (рисунок 1).

 Матрица БКГ

Рисунок 1. Матрица БКГ

Для построения матрицы использовать следующие средние параметры:
1) темп роста продаж (ось У): 126,87 – определена вертикальная линия квадрата;
1) ОДР (ось Х): 1,18 – определена горизонтальная линия квадрата.

На рисунке 2 распределены товарные категории в соответствие с полученной матрицей.

Распределение товарных категорий

Рисунок 2. Распределение товарных категорий

К товарам категории «Дикие кошки» следует отнести лишь видеокамеры. Доля рынка по этой продукции низкая, но наблюдается высокий темп роста в 2020 г. по сравнению с 2019 г. (только за последний год). В перспективе видеокамеры могут стать как «Звездами», так и «Дохлыми собаками». При переходе данной товарной позиции в категорию «Звезды, следует инвестировать в развитие продукта.
Товары из категории «Звезды» у данного предприятия отсутствуют.
В категорию «Дохлые собаки» попали оптические приборы для оборонной промышленности и медицинских учреждений.
К категории «Дойные коровы» следует отнести все кинокамеры, а также оптические приборы для армии.
Рекомендованные стратегии по анализируемым товарам представлены в таблице 5.

Таблица 5

Предлагаемая товарная стратегия

Категория Наименование продукции Товарная стратегия
«Дикие кошки» Видеокамеры Увеличение доли рынка
«Дойные коровы» Кинокамеры РиБЗ Увеличение объемов продаж с одновременным увеличением доли рынка
Кинокамеры РС
Оптические приборы А Увеличение объемов продаж за счет высокого потенциального спроса
«Дохлые собаки» Оптические приборы ОП Поддержание продукта за счет постоянных поставок по государственным контрактам
Оптические приборы МО Поддержание объемов реализации за счет постоянных контрактов

Таким образом, для видеокамер применима стратегия «Дохлые собаки», то есть увеличение доли рынка. Для видеокамер и оптических приборов для армии – стратегия «Дойные коровы», то есть увеличение объемов реализации. Производство оптических приборов для медицины и оборонной промышленности следует сдерживать и поддерживать регулярных поставок.


Прочитано 231 раз Последнее изменение Четверг, 30 декабря 2021 18:36
Александр
Александр
Последнее от Александр
Другие материалы в этой категории:
« Презентационный материал к защите диплома

Mobile menu