Пятница, 04 августа 2017 17:39

Оценка современной роли профессионального сообщества бухгалтеров и аудиторов в реформировании бухгалтерского учета в России

Оцените материал
(3 голосов)

Введение

В современном крайне нестабильном мире экономики на плечи бухгалтера легла ключевая роль сбора, анализа, подготовки и представления внешним и внутренним пользователям важнейшего из ресурсов – информационного. От качества этого ресурса во многом зависит транспарентность деятельности компаний, их конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность. Именно на достижение указанных целей направлено реформирование бухгалтерского учета и аудита в России. Ближайшие годы принесут много перемен в бухгалтерской и аудиторской среде. Это и переход на международные стандарты финансовой отчетности, международные стандарты аудита, и разработка новых федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, и применение профессиональных стандартов, и изменение стандартов профильной подготовки.

Профессиональные сообщества бухгалтеров
Профессиональные сообщества бухгалтеров

Большую роль в данном процессе играют профессиональные объединения бухгалтеров и аудиторов, которые состоят из самых авторитетных профессионалов в области учетного дела.
Целью исследования является оценка роли профессионального сообщества бухгалтеров и аудиторов в реформировании бухгалтерского учета в России.
Данная цель достигнута при решении следующих задач:
1) дать характеристику современного состояния реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации ;
2) определить деятельность профессионального сообщества бухгалтеров и аудиторов в России;
3) оценить вклад профессиональных сообществ бухгалтеров и аудиторов России в реформировании бухгалтерского учета в России.
Теоретической и правовой базой исследования являются нормативно-правовые акты РФ, научная и специальная литература, книги и монографии, статьи ведущих экономистов и бухгалтеров.

1. Характеристика современного состояния реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

С переходом к рыночной экономике в России возникла необходимость в принятии программ реформирования бухгалтерского учета и отчетности. Подобная программа была принята постановлением Правительства № 283 от 06.03.1998 г. № 283 «О программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности» [3]. Цель программы состоит в приведении отечественной системы бухгалтерского учета к международным стандартам финансовой отчетности (далее – МСФО), с учетом требований рыночной экономики.
В конце 2011 г. Россия вступила в число государств, адаптировавших в своей правовой системе МФСО. Приказом Минфина России от 25.11.11 г. № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» [4] в России введены в действие 63 документа МСФО, действующих в отношении финансовой отчетности за 2012 и последующие годы. Что является комплектом международных стандартов и их разъяснений, основанных на определении международных стандартов в качестве основы федеральных стандартов бухгалтерского учета, а также вводящих механизмы общественного контроля. Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» [1] (далее – Закон № 208-ФЗ) признаны параметры принятия МСФО для применения на территории России и введена обязанность составления консолидированной отчетности только по МСФО (российские правила консолидированной отчетности отменяются).
В 2015 г. Минфин РФ вводит в действие новый Приказ №217н [5] о признание на территории РФ некоторых документов МСФО. В 2016 г. перечень стандартов расширен Приказом №111н [7], Приказом №156н [8], Приказом №215н [9].
В России проводимая реформа бухгалтерского учета и отчетности направлена на адаптацию отечественных хозяйствующих субъектов в международное сообщество. Данная реформа обуславливает актуальность вопросов исследования бухгалтерской отчетности и ее соответствия международным нормам. Переход хозяйствующих субъектов России на международную финансовую отчетность является очень важной темой проводимой реформы. Многие отечественные организации сегодня самостоятельно ведут финансовую отчетность не только в соответствии требованиям законодательства России, но и согласно международным стандартам.
Задачи реформирования:
1. Создание общей системы стандартов отчетности и учета, обеспечивающих нужной информацией пользователей.
2. Приведение реформы российского бухучета в соответствие с главными мировыми тенденциями формирования общих международных стандартов.
3. Оказание необходимой помощи компаниям в понимании и введении обновленной модели бухгалтерского учета.
Главные направления перехода на МСФО:
1. Усовершенствование нормативного и законодательного регулирования.
2. Создание нормативной базы.
3. Обеспечение методическими пособиями (инструкциями, указаниями, комментариями).
4. Обучение и повышение рабочей квалификации специалистов с целью обеспечения бизнеса необходимыми кадрами.
Плодотворное международное сотрудничество: в первую очередь вступление в международные организации, а также взаимодействие с российскими организациями, разрабатывающими стандарты бухгалтерского учета и регулирования соответствующей деятельности.
Эксперты полагают, что применение МСФО будет полезно в первую очередь предприятиям, работающим с иностранными партнерами. Те получат возможность быстро ознакомиться со всеми сведениями об интересующей их компании и принять решение о том, насколько целесообразным будет сотрудничество с представителями российского бизнеса. К тому же финансовая прозрачность повысит степень доверия между будущими или уже состоявшимися партнерами.

2. Деятельность профессионального сообщества бухгалтеров и аудиторов в России

Значимость профессии бухгалтера как таковой сегодня очень большая. Поэтому лица, работающие в этой отрасли, создают различного вида объединения, основная цель которых — разработка общих для всей сферы правил и норм. Организации международного, регионального, национального масштаба направляют свою деятельность на решение самых актуальных вопросов.
IASC — комитет по международным стандартам финансовой отчетности. Он существует для разработки единого МСФО для всех стран. Одной из главных задач этой организации является исключение особенностей бухучета в отдельных государствах. Особенно актуальным МСФО является для транснациональных компаний. Сегодня в состав этого объединения включено более 100 финансовых представителей из 75 стран.
Профессиональные бухгалтеры активно принимают участие в работе над международными стандартами. Организацией регулярно издаются новые стандарты, которые предварительно внимательно анализируются всеми участниками комитета. Все 40 международных стандартов, которые были изданы на сегодняшний день, носят рекомендательный характер.
Для укрепления престижа профессии в 1977 году была создана Международная федерация бухгалтеров. Цели этой организации схожи с целями комитета по МСФО, однако больше внимания в ее деятельности сосредоточено конкретно на бухгалтерской профессии. В ее состав входят финансовые организации из 75 стран.
На самом деле организаций в финансовой и бухгалтерской отрасли невероятно большое количество. Даже ООН внимательно изучает многие особенности деятельности такого типа. Существует множество региональных организаций, которые объединяют представителей определенных регионов. При том в каждом регионе свои формы и названия сообществ: в Африке – Совет по бухучету, в Америке – Ассоциация бухгалтеров, в Европе и Юго-Восточной Азии – Федерация, а в Тихоокеанском регионе – Конфедерация бухгалтеров.
Минфином России в настоящее время аккредитованы в качестве саморегулируемых профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов России следующие организации:
- ИПБ России;
- Аудиторская палата России;
- Московская аудиторская палата;
- Российская коллегия аудиторов;
- Институт профессиональных аудиторов [11].
В России важнейшим институтом, объединяющим профессионалов в области учета и аудита, является ИПБ РФ. Под аббревиатурой скрывается крупнейшее некоммерческое профессиональное объединение – Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.
Институт учрежден в 1997 году при поддержке Минфина России для реализации правительственной программы по реформированию бухгалтерского учета.
Сейчас ИПБ России действует в масштабах всей страны, объединяя 63 территориальных организации и более 350 учебных центров. В активе Института: разработка профессионального стандарта «Бухгалтер», плотное взаимодействие с государственными органами, работодателями и вузами, а также уникальные и доказавшие свою практическую пользу программы подготовки и повышения профессионального уровня бухгалтеров.
ИПБ России:
1) разрабатывает и актуализирует программы подготовки и повышения профессионального уровня бухгалтеров, а также создает материалы по этим программам;
2) организует тренинги, семинары, конгрессы, профессиональные конкурсы;
3) взаимодействует с деловым сообществом и крупнейшими вузами страны, чтобы образование бухгалтеров соответствовало требованиям работодателей;
4) дает экспертную оценку проектов законов и нормативных документов, которые касаются бухгалтерского учета, налогообложения, высшего образования;
5) устанавливает рабочие связи с международными и национальными зарубежными объединениями бухгалтеров и аудиторов.
ИПБ России является разработчиком Профессионального стандарта «Бухгалтер», который утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н и вступил в силу с 07.02 2015 года. Квалификационный аттестат ИПБ России подтверждает соответствие требованиям Профессионального стандарта «Бухгалтер». Специалисты, успешно прошедшие аттестацию по программам ИПБ России, получают право стать членами ИПБ России и возможность участвовать в мероприятиях профессионального объединения.
Профессиональные организации бухгалтеров отыгрывают огромную роль в формировании стандартов для данной профессии.

3. Оценка вклада профессиональных сообществ бухгалтеров и аудиторов России в реформировании бухгалтерского учета в России

Приказом Минфина России от 23 мая 2016 года № 70 по согласованию с Банком России была утверждена программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 годы [6]. Утверждение такой программы предусмотрено Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [2]. В указанной программе перечислены проекты новых федеральных стандартов бухгалтерского учета и изменений в действующие положения по бухгалтерскому учету, над которыми будет организована работа в обозначенный период. По каждому проекту в программе установлены: рабочее наименование, срок представления проекта стандарта, предполагаемая дата вступления в силу для обязательного применения, разработчики проектов стандартов.
В соответствии с утвержденной программой в течение двух лет должны быть разработаны и представлены на общественное обсуждение следующие федеральные стандарты бухгалтерского учета:
- Запасы;
- Основные средства;
- Документы и документооборот в бухгалтерском учете;
- Бухгалтерская отчетность;
- Нематериальные активы;
- Аренда;
- Доходы;
- Расходы;
- Финансовые активы и обязательства;
- Участие в зависимых организациях и совместная деятельность;
- Реорганизация юридических лиц;
- Вознаграждения работникам;
- План счетов бухгалтерского учета;
- Некоммерческая деятельность.
В течение этого же периода намечено внести изменения в следующие действующие положения по ведению бухгалтерского учета:
1. Изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету (в части введения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов).
2. Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
3. Изменения в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».
4. Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
5. Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
6. Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».
В процессе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета задействованы такие организации, как Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр», Московская аудиторская палата, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и Минфин России. В частности, Бухгалтерским методологическим центром разрабатываются стандарты по учету основных средств, запасов, нематериальных активов, финансовых активов и обязательств, а также по некоммерческой деятельности. Московская аудиторская палата работает над стандартом по бухгалтерской отчетности. Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России будет разрабатывать стандарты по учету доходов и расходов. Министерство финансов РФ осуществляет разработку федеральных стандартов по документам и документообороту в бухгалтерском учете, аренде, участию в зависимых организациях и совместной деятельности, реорганизации юридических лиц, вознаграждениям работникам и плану счетов бухгалтерского учета.
Минфин России является также ответственным исполнителем по внесению изменений в положения по ведению бухгалтерского учета. Для проведения экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» в 2012 году Минфином России был создан Совет по стандартам бухгалтерского учета. Совет по стандартам бухгалтерского учета состоит из 10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности, из которых не менее трех членов подлежат ротации один раз в три года, двух представителей Банка России и трех представителей Минфина России [10]. В настоящее время в Совете есть представители профессиональных сообществ.
Совет осуществляет экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета на предмет: соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете, в частности, непротиворечия проектов стандартов Федеральному закону «О бухгалтерском учете» и непротиворечия проектов отраслевых стандартов бухгалтерского учета федеральным стандартам; соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета; обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету; обеспечения условий для единообразного применения стандартов бухгалтерского учета.
В 2016 году Совет по стандартам бухгалтерского учета одобрил примерную структуру федеральных стандартов бухгалтерского учета, выделив в них четыре раздела:
1. Общие положения – предмет правового регулирования стандарта, сфера его применения, определение и признаки объектов бухгалтерского учета и т.п.
2. Содержательная часть – классификация объектов бухгалтерского учета, условия принятия объектов к бухгалтерскому учету, оценка объектов бухгалтерского учета (первоначальная и последующая), условия списания объектов в бухгалтерском учете и т.д.
3. Раскрытие информации – состав и содержание информации об объектах бухгалтерского учета, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
4. Вступление в силу и переходные положения.
При необходимости к стандарту должны быть приведены приложения, включающие таблицы, формулы, примеры и др. Для публичного обсуждения проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета они размещаются на официальных интернет-сайтах разработчиков, электронные адреса которых сообщаются в специальных уведомлениях Минфина.
В настоящее время Совет по стандартам бухгалтерского учета приступил к рассмотрению проекта федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства», публичное обсуждение которого завершилось в сентябре 2016 года.
На одном из заседаний Совета обсуждалась целесообразность разработки специального документа, определяющего концептуальные основы финансовой отчетности, и принято решение в настоящее время при разработке проектов стандартов бухгалтерского учета руководствоваться «Концептуальными основами финансовой отчетности», принятыми в системе МСФО. Подробнее о назначении и содержании этого документа мы писали в статье «Проблемы формирования мышления по МСФО» [14].
Далее рассмотрим роль ИПБ России в реформировании бухгалтерского учета в стране.
С первых дней создания ИПБ РФ активно включился в разработку нормативных документов бухгалтерского учета, а также закона о бухгалтерском учете. Для разработки проектов этих документов в основном из действительных членов ИПБ России на конкурсной основе отбираются лучшие специалисты по методологии бухгалтерского учета.
Сначала проекты нормативных документов проходят обсуждение в экспертных советах ИПБ России, создаваемых специально для рассмотрения каждого нормативного документа.
Затем большинство из разработанных документов проходят экспертизу в рабочей комиссии по реформированию бухгалтерского учета и только после всех этих процедур поступают в Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ для дальнейшей работы с ними.
Можно сказать, что уже сейчас в стране сложилась новая система разработки нормативных документов бухгалтерского учета, которая орга-нично сочетает работу общественной организации в лице ИПБ России и государства в лице Департамента методологии бухгалтерского учета и от-четности Минфина РФ.
В ИПБ России накоплен собственный опыт распространения знаний через учебно-методические центры. Распространением знаний по финансовому и управленческому учету стали программы обучения и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, которые прошли десятки тысяч бухгалтеров. Однако возможности повышения квалификации не исчерпаны.
ИПБ России может стать не только депозитарием лучшей практики, но и центром проведения самосовершенствования бухгалтерских служб отечественных организаций на основе Премии качества в номинации «Бухгалтерский учет» и дальнейшей самооценки [13].
В заключение хотелось бы отметить, что роль профессиональных объединений огромна. Они упрощают процесс взаимодействия стран в бухгалтерском учете, создавая его по международным стандартам. Все это призвано способствовать дальнейшему развитию бухгалтерской и аудиторской профессии в России как части международного профессионального сообщества.

Заключение

Главный элемент совершенствования учета в соответствии с международными стандартами – это реформирование уже существующих, а также создание новых стандартов, касающихся ведения бухгалтерского учета, применение на практике данных стандартов. Не менее важный элемент – создание системы качественной аттестации аудиторов, бухгалтеров, которые должны иметь диплом МСФО, создание и последующее внедрение правил профессиональной компетенции, этики, контролирование профессиональной деятельности бухгалтеров.
В числе обязательных условий перехода на международные стандарты – активное сотрудничество с бухгалтерскими международными организациями. В их числе Организация экономического сотрудничества, а также развития, отдел по бухучету Комитета по торговле и развитию ООН, Международная федерация бухгалтеров, Комитет по международным стандартам финансовой отчетности.
Следует добавить, что российский ИПБ (Институт профессиональных бухгалтеров) и другие профессиональные объединения играют большую роль в работе над всеми направлениями совершенствования отечественного бухгалтерского учета. Так, представители профессиональных организаций входят в Совет по стандартам бухгалтерского учета, сами профессиональные объединения разрабатывают методические руководства по внедрение и применению МФСО, проводят обучающие курсы и аттестацию бухгалтеров.
Благодаря внедрению МСФО должны уменьшиться затраты организаций на подготовку отчетности, расходы по привлечению капитала. Спустя некоторое время реформы приведут к повышению потока инвестиций в страну, ведь инвесторы смогут получать детальные и правдивые данные, которые им нужны для того, чтобы оценить целесообразность вложений. Уменьшатся инвестиционные риски, а, значит, и подешевеют инвестиции.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (ред. 03.07.2016) // СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 23.05.2016) // СПС «Консультант Плюс».
3. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» // СПС «Консультант Плюс».
4. Приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (утратил силу) // СПС «Консультант Плюс».
5. Приказ Минфина России от 28.12.2015 №217н «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации» (с изм. от 11.07.2016) // СПС «Консультант Плюс».
6. Приказ Минфина России от 23.05.2016 №70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 - 2018 гг.» // СПС «Консультант Плюс».
7. Приказ Минфина России от 11.07.2016 №111н «О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
8. Приказ Минфина России от 14.09.2016 №156н «О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
9. Приказ Минфина России от 23.11.2016 №215н «О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
10. Совет по стандартам бухгалтерского учета [электронный документ] // Минфин РФ. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/accounting/council/ (дата обращения: 14.01.2017).
11. Геращенко А.В. Роль и значение профессиональных объединений в реформировании бухгалтерского учета [электронный документ] // Конференции ФСУ. – Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/pdf/d01/s22/s22_005.pdf/ (дата обращения: 14.01.2017).
12. Гордова М.А. Роль концепции бухгалтерского учета в развитии экономики // Научные записки молодых исследователей. – 2015. - №2. – С.35-39.
13. Развитие бухгалтерского учета в профессиональных некоммерческих организациях на основе бенчмаркинга [электронный документ] // ИПБ России. – Режим доступа: https://www.ipbr.org/vestnik/editions/2015/4/labyntsev-kuznetsova/ (дата обращения: 14.01.2017).
14. Фомина О.Б. Проблемы формирования мышления по МСФО // Факторы развития экономики России: сб.тр. VIII Международной научно-практ. конф. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2016. – Ч. 2. С. 163-169.


Статья подготовлена Зачетным Александром

Прочитано 1434 раз Последнее изменение Суббота, 15 декабря 2018 20:32
Александр Зачетный
Александр Зачетный
Правый баннер