Бюджетные кризисы – это глубокое нарушение устойчивости состояния государственных финансов, приводящее к дисбалансам в управлении бюджетными доходами и расходами, провоцирующее другие финансовые риски. Бюджетные кризисы характерны для российской экономики 90-х гг., однако в XXI веке наша страна также сталкивалась с кризисами в бюджетной сфере.
Статья написана владельцем сайта Dipmall.ru.
Данная статья подготовлена в рамках оказания помощи по написанию статей для клиентов. Стоимость написания статьи зависит от темы, объема и требований и начинается от 1000 рублей. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.
Понятие бюджетного кризиса практически не рассматривается в научной литературе. Немногочисленные публикации на эту тему не содержат дефиниций изучаемого явления, но проводят анализ отдельных кризисных ситуаций в бюджетных системах. Между тем, средства массовых информаций активно оперируют данным термином.
Единственным источником на русском языке, содержащим определение бюджетного кризиса, является экономико-математический словарь: под редакцией Л.И. Лопатников. Согласно данному источнику, бюджетный кризис – это ситуация резкого обострения дефицита бюджета и потеря контроля государства над исполнением своих обязательств перед гражданами [7].
Зарубежные источники толкуют бюджетный кризис как неофициальное название ситуации, в которой различные ветви власти зашли в тупик и не могут принять бюджет [2]. При этом некоторые источники приравнивают бюджетный кризис к финансовому или экономическому [6], что, на взгляд автора, в корне не верно. Тем не менее, бюджетный кризис может стать началом финансового кризиса или быть его частью.
Автор под бюджетным кризисом понимает крайнее обострение противоречий в бюджетной системе, выраженное наличие дефицита бюджета, значительной величиной государственного долга, а также неспособностью чиновников наращивать бюджетные доходы и сокращать бюджетные расходы.
Один из ярких примеров бюджетного кризиса – ситуация в России в 1995-1998 гг. Основные показатели консолидированного бюджета тех лет приведены в табл.1.
Начиная с 1992 г. уровень доходов консолидированного бюджета РФ стал постепенно сокращаться в сопоставимых ценах. 1996 г. характеризуется значительным снижением доходов, которое продолжилось вплоть до пика бюджетного кризиса.
Таблица 1 – Основные показатели консолидированного бюджета РФ в 1995-2000 г., трлн. рублей
Показатели | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Доходы бюджета | 437,0 | 558,5 | 711,6 | 686,8 | 1213,6 | 2097,7 |
в том числе: | ||||||
налоговые доходы | 364,3 | 473,0 | 594,1 | 564,6 | 1007,5 | 1707,6 |
Расходы бюджета | 486,1 | 652,7 | 839,5 | 842,1 | 1258,0 | 1960,1 |
Профицит (дефицит) бюджета | -49,1 | -94,2 | -127,9 | -155,3 | -44,4 | 137,6 |
Источник: Росстат [5]
Помимо роста недоимок по налоговым поступлениям, обвалу бюджетных доходов способствовало увеличение противозаконного уклонения от налогов. Значительная часть субъектов хозяйствования функционировала в теневом секторе, срывая реальные доходы путем осуществления хозяйственных операций наличными деньгам, что не находило отражение в учетной системе, контролируемой фискальными органами. В тех годы между налогоплательщиками были популярны бартерные сделки, при которых использовались заниженные цены, что снижало налогооблагаемую базу по НДС и налогу на прибыль. Для преодоления дефицита бюджета Правительство РФ было вынуждено использовать заимствования в форме государственных краткосрочны обязательств (ГКО). В 1998 г. бюджетный кризис перерос в экономический, потрясший всю страну.
Таким образом, причинами бюджетного кризиса являются:
1) дефицит бюджета, формирующийся на протяжении 3-5 лет и более;
2) значительная величина государственного долга;
3) сокращение бюджетных доходов и рост бюджетных расходов;
4) неэффективная налоговая политика;
5) слабый налоговый контроль;
6) некомпетентность чиновников, включая руководителей финансового аппарата страны.
Следует выделить следующие признаки бюджетного кризиса:
1) наличие долгосрочной тенденции превышения расходов над доходами и образование бюджетного дефицита;
2) рост теневого сектора экономики;
3) увеличение применения ухода от налогообложения;
4) увеличение неэффективных государственных заимствований;
5) изменение внешнеэкономических условий, ведущих к потерям бюджета (например, для России таким изменением является снижение цен на нефть);
6) изменения в налоговой политике;
7) спад ВВП;
8) обесценивание национальной валюты.
Снижение цен не нефть и внешнеэкономические шоки привели к существенным проблемам в бюджетной системе РФ в последнее время (табл. 2).
Таблица 2 – Доходы и расходы бюджетной системы РФ в 2012-2018 гг., трлн. рублей
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. |
Доходы бюджета | 23,43 | 24,44 | 26,77 | 26,92 | 28,18 | 31,05 | 37,32 |
Расходы бюджета | 23,17 | 25,29 | 27,61 | 29,74 | 31,32 | 32,4 | 34,28 |
Профицит (дефицит) бюджета | 0,26 | 0,85 | -0,85 | -2,82 | -3,14 | -1,35 | 3,04 |
Источник: составлено автором по сведениям Минфина России [4]
Доходы бюджетной системы РФ, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, за 2018 г. с поправкой на инфляцию демонстрируют рост на 17,1% . Всего за 2018 г. в бюджеты бюджетной системы РФ поступило 37 320,3 млрд. руб., что составляет 35,6% к ВВП. В структуре налоговых доходов за этот год произошло ожидаемое перераспределение удельных весов в пользу нефтегазовых доходов. Благоприятная конъюнктура на сырьевых рынках обусловила опережающую положительную динамику поступлений от НДПИ.
В 2018 г. возобновилось увеличение расходов бюджетов после периода рецессии экономики, снижения цен на энергоносители и внешнеэкономического санкционного давления. Рост расходов связан с проведением в России Чемпионата мира по футболу и выполнением президентских «майских указов» 2012 г. в преддверии выборов главы государства в 2018 г. Расходы бюджетов в 2018 г. составили 33880,7 млрд. руб. и увеличились в сопоставимых ценах на 2,9% по сравнению с 2017 г.
Впервые с 2011 г. в бюджетной системе доходы превысили расходы (рис. 1).
Рисунок 1 – Динамика дефицита/профицита консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2012-2018 г.
Незапланированный рост бюджетных доходов в части налоговых поступлений по НДПИ и налогу на прибыль обеспечил профицит бюджетной системы в размере более 3 трлн. рублей, что практически составляет около 3,0% ВВП России. Почти 90% профицита в бюджетной системе РФ в 2018 г. традиционно приходится на долю федерального бюджета.
Для финансового оздоровления и преодоления бюджетных кризисов государство разрабатывает программы, направленные на оптимизацию бюджетного процесса, увеличения доходов бюджета и сокращения расходов. Значительная часть данных программ реализуется на уровне субъектов федерации. По состоянию на 1 июля 2019 года всего утверждено 43 из 45 госпрограмм, предусмотренных перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р [1]. Среди них программами, направленными на финансовое оздоровление, например, являются следующие: «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Информационное общество», «Комплексное развитие сельских территорий» и т.д.
Основными проблемами бюджетной системы РФ на современном этапе являются:
1) увеличение доли нефтегазовых доходов;
2) несбалансированность бюджетов;
3) неэффективное бюджетное планирование;
4) низкий уровень исполнения бюджета.
При этом основной риск автор видит в увеличении доли нефтегазовых доходов. Россия по-прежнему «сидит» на «нефтяной игле».
Решением данной проблемы может стать развитие высокотехнологичных отраслей. Высокотехнологичные отрасли имеют глобальное значение для будущего развития страны, для повышения качества и уровня жизни населения, для достижения государством высокого уровня развития экономики. Поддержка развития высокотехнологических отраслей предоставит России определенные конкурентные преимущества и позволит производить продукцию, позволяющую более эффективно функционировать экономике в целом [3].
Таким образом, для бюджетной системы РФ за последние годы характерны отдельные признаки бюджетного кризиса, что связано с наличием дефицита бюджета, снижением цен на энергоносители и внешнеэкономического давления в форме экономических санкций. В 2018 г. ситуация изменилась – в бюджетной системе РФ впервые с 2012 г. наблюдается профицит бюджета, что связано с изменением внешнеэкономической ситуации – рост цена на нефть привел к незапланированному увеличению доходов бюджета, что является, по мнению автора, отрицательной тенденцией: доходы бюджета РФ по-прежнему зависят от экспорта сырья, а внутренняя политика не улучшает экономическую ситуацию в стране. При снижении цен на нефть бюджетная система РФ вновь вернется к дефицитной модели, что может спровоцировать бюджетный кризис.
Источники и литература:
1.Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
2.David Gamagef. Preventing State Budget Crises: Managing the Fiscal Volatility Problem // California law review. – 2010. - Vol. 98. – С. 749-812.
3.Кобзий А., Новак М.А., Козлова Е.И. Влияние нефтяной отрасли России на экономику страны и перспективы решения данной зависимости // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. - № 7 (33) vol. 1. – С. 211-217.
4.Краткая информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации // Минфин России. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/statistics/conbud/execute/ (дата обращения: 25.10.2019).
5.Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1995-2004 гг. // Росстат. – URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d5/22-04.htm (дата обращения: 25.10.2019).
6.Мишина С.В. Методологические основы бюджетного планирования и прогнозирования доходов местных бюджетов: на примере бюджета городского округа «Город Калининград»: монография. – М.: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА». 2013. – 164 с.
7.Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки / под. ред. Л. И. Лопатников. Издание 5-е, переработанное и дополненное. – М.: Дело, 2003. – 520 c.
На DipMall.ru можно заказать магистерские исследования, бакалаврские исследования и дипломы специалистов (ВКР), курсовые работы, научные статьи и эссе, другие работы и исследования, купить готовую работу. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.