Бюджетные кризисы: причины, признаки, государственные программы финансового оздоровления

Оцените материал
(5 голосов)

Бюджетные кризисы – это глубокое нарушение устойчивости состояния государственных финансов, приводящее к дисбалансам в управлении бюджетными доходами и расходами, провоцирующее другие финансовые риски. Бюджетные кризисы характерны для российской экономики 90-х гг., однако в XXI веке наша страна также сталкивалась с кризисами в бюджетной сфере.

Статья написана владельцем сайта Dipmall.ru.
Данная статья подготовлена в рамках оказания помощи по написанию статей для клиентов. Стоимость написания статьи зависит от темы, объема и требований и начинается от 1000 рублей. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.


Дефицит/профицит бюджетаПонятие бюджетного кризиса практически не рассматривается в научной литературе. Немногочисленные публикации на эту тему не содержат дефиниций изучаемого явления, но проводят анализ отдельных кризисных ситуаций в бюджетных системах. Между тем, средства массовых информаций активно оперируют данным термином.
Единственным источником на русском языке, содержащим определение бюджетного кризиса, является экономико-математический словарь: под редакцией Л.И. Лопатников. Согласно данному источнику, бюджетный кризис – это ситуация резкого обострения дефицита бюджета и потеря контроля государства над исполнением своих обязательств перед гражданами [7].
Зарубежные источники толкуют бюджетный кризис как неофициальное название ситуации, в которой различные ветви власти зашли в тупик и не могут принять бюджет [2]. При этом некоторые источники приравнивают бюджетный кризис к финансовому или экономическому [6], что, на взгляд автора, в корне не верно. Тем не менее, бюджетный кризис может стать началом финансового кризиса или быть его частью.
Автор под бюджетным кризисом понимает крайнее обострение противоречий в бюджетной системе, выраженное наличие дефицита бюджета, значительной величиной государственного долга, а также неспособностью чиновников наращивать бюджетные доходы и сокращать бюджетные расходы.
Один из ярких примеров бюджетного кризиса – ситуация в России в 1995-1998 гг. Основные показатели консолидированного бюджета тех лет приведены в табл.1.
Начиная с 1992 г. уровень доходов консолидированного бюджета РФ стал постепенно сокращаться в сопоставимых ценах. 1996 г. характеризуется значительным снижением доходов, которое продолжилось вплоть до пика бюджетного кризиса.

Таблица 1 – Основные показатели консолидированного бюджета РФ в 1995-2000 г., трлн. рублей

Показатели 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Доходы бюджета 437,0 558,5 711,6 686,8 1213,6 2097,7
   в том числе:            
налоговые доходы 364,3 473,0 594,1 564,6 1007,5 1707,6
Расходы бюджета 486,1 652,7 839,5 842,1 1258,0 1960,1
Профицит (дефицит) бюджета -49,1 -94,2 -127,9 -155,3 -44,4 137,6

Источник: Росстат [5]

Помимо роста недоимок по налоговым поступлениям, обвалу бюджетных доходов способствовало увеличение противозаконного уклонения от налогов. Значительная часть субъектов хозяйствования функционировала в теневом секторе, срывая реальные доходы путем осуществления хозяйственных операций наличными деньгам, что не находило отражение в учетной системе, контролируемой фискальными органами. В тех годы между налогоплательщиками были популярны бартерные сделки, при которых использовались заниженные цены, что снижало налогооблагаемую базу по НДС и налогу на прибыль. Для преодоления дефицита бюджета Правительство РФ было вынуждено использовать заимствования в форме государственных краткосрочны обязательств (ГКО). В 1998 г. бюджетный кризис перерос в экономический, потрясший всю страну.
Таким образом, причинами бюджетного кризиса являются:
1) дефицит бюджета, формирующийся на протяжении 3-5 лет и более;
2) значительная величина государственного долга;
3) сокращение бюджетных доходов и рост бюджетных расходов;
4) неэффективная налоговая политика;
5) слабый налоговый контроль;
6) некомпетентность чиновников, включая руководителей финансового аппарата страны.
Следует выделить следующие признаки бюджетного кризиса:
1) наличие долгосрочной тенденции превышения расходов над доходами и образование бюджетного дефицита;
2) рост теневого сектора экономики;
3) увеличение применения ухода от налогообложения;
4) увеличение неэффективных государственных заимствований;
5) изменение внешнеэкономических условий, ведущих к потерям бюджета (например, для России таким изменением является снижение цен на нефть);
6) изменения в налоговой политике;
7) спад ВВП;
8) обесценивание национальной валюты.
Снижение цен не нефть и внешнеэкономические шоки привели к существенным проблемам в бюджетной системе РФ в последнее время (табл. 2).

Таблица 2 – Доходы и расходы бюджетной системы РФ в 2012-2018 гг., трлн. рублей

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Доходы бюджета 23,43 24,44 26,77 26,92 28,18 31,05 37,32
Расходы бюджета 23,17 25,29 27,61 29,74 31,32 32,4 34,28
Профицит (дефицит) бюджета 0,26 0,85 -0,85 -2,82 -3,14 -1,35 3,04

Источник: составлено автором по сведениям Минфина России [4]

Доходы бюджетной системы РФ, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, за 2018 г. с поправкой на инфляцию демонстрируют рост на 17,1% . Всего за 2018 г. в бюджеты бюджетной системы РФ поступило 37 320,3 млрд. руб., что составляет 35,6% к ВВП. В структуре налоговых доходов за этот год произошло ожидаемое перераспределение удельных весов в пользу нефтегазовых доходов. Благоприятная конъюнктура на сырьевых рынках обусловила опережающую положительную динамику поступлений от НДПИ.
В 2018 г. возобновилось увеличение расходов бюджетов после периода рецессии экономики, снижения цен на энергоносители и внешнеэкономического санкционного давления. Рост расходов связан с проведением в России Чемпионата мира по футболу и выполнением президентских «майских указов» 2012 г. в преддверии выборов главы государства в 2018 г. Расходы бюджетов в 2018 г. составили 33880,7 млрд. руб. и увеличились в сопоставимых ценах на 2,9% по сравнению с 2017 г.
Впервые с 2011 г. в бюджетной системе доходы превысили расходы (рис. 1).

Динамика дефицита/профицита консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2012-2018 г.

Рисунок 1 – Динамика дефицита/профицита консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2012-2018 г.

Незапланированный рост бюджетных доходов в части налоговых поступлений по НДПИ и налогу на прибыль обеспечил профицит бюджетной системы в размере более 3 трлн. рублей, что практически составляет около 3,0% ВВП России. Почти 90% профицита в бюджетной системе РФ в 2018 г. традиционно приходится на долю федерального бюджета.
Для финансового оздоровления и преодоления бюджетных кризисов государство разрабатывает программы, направленные на оптимизацию бюджетного процесса, увеличения доходов бюджета и сокращения расходов. Значительная часть данных программ реализуется на уровне субъектов федерации. По состоянию на 1 июля 2019 года всего утверждено 43 из 45 госпрограмм, предусмотренных перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р [1]. Среди них программами, направленными на финансовое оздоровление, например, являются следующие: «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Информационное общество», «Комплексное развитие сельских территорий» и т.д.
Основными проблемами бюджетной системы РФ на современном этапе являются:
1) увеличение доли нефтегазовых доходов;
2) несбалансированность бюджетов;
3) неэффективное бюджетное планирование;
4) низкий уровень исполнения бюджета.
При этом основной риск автор видит в увеличении доли нефтегазовых доходов. Россия по-прежнему «сидит» на «нефтяной игле».
Решением данной проблемы может стать развитие высокотехнологичных отраслей. Высокотехнологичные отрасли имеют глобальное значение для будущего развития страны, для повышения качества и уровня жизни населения, для достижения государством высокого уровня развития экономики. Поддержка развития высокотехнологических отраслей предоставит России определенные конкурентные преимущества и позволит производить продукцию, позволяющую более эффективно функционировать экономике в целом [3].
Таким образом, для бюджетной системы РФ за последние годы характерны отдельные признаки бюджетного кризиса, что связано с наличием дефицита бюджета, снижением цен на энергоносители и внешнеэкономического давления в форме экономических санкций. В 2018 г. ситуация изменилась – в бюджетной системе РФ впервые с 2012 г. наблюдается профицит бюджета, что связано с изменением внешнеэкономической ситуации – рост цена на нефть привел к незапланированному увеличению доходов бюджета, что является, по мнению автора, отрицательной тенденцией: доходы бюджета РФ по-прежнему зависят от экспорта сырья, а внутренняя политика не улучшает экономическую ситуацию в стране. При снижении цен на нефть бюджетная система РФ вновь вернется к дефицитной модели, что может спровоцировать бюджетный кризис.

Источники и литература:
1.Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
2.David Gamagef. Preventing State Budget Crises: Managing the Fiscal Volatility Problem // California law review. – 2010. - Vol. 98. – С. 749-812.
3.Кобзий А., Новак М.А., Козлова Е.И. Влияние нефтяной отрасли России на экономику страны и перспективы решения данной зависимости // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. - № 7 (33) vol. 1. – С. 211-217.
4.Краткая информация об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации // Минфин России. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/statistics/conbud/execute/ (дата обращения: 25.10.2019).
5.Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1995-2004 гг. // Росстат. – URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d5/22-04.htm (дата обращения: 25.10.2019).
6.Мишина С.В. Методологические основы бюджетного планирования и прогнозирования доходов местных бюджетов: на примере бюджета городского округа «Город Калининград»: монография. – М.: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА». 2013. – 164 с.
7.Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки / под. ред. Л. И. Лопатников. Издание 5-е, переработанное и дополненное. – М.: Дело, 2003. – 520 c.


 
Прочитано 79 раз Последнее изменение Четверг, 06 января 2022 23:38
Александр
Александр
Последнее от Александр

Mobile menu