Аннотация. В статье проведен анализ доходов федерального бюджета РФ, администрируемых ФТС, за 2014-2018 гг., включая НДС, таможенные пошлины и акцизы. Анализ свидетельствует о снижении объемов внешней торговли в 2018 г. по сравнению с 2012 г., что привело к падению показателей бюджетных доходов.
Статья написана владельцем сайта Dipmall.ru.
Данная статья подготовлена в рамках оказания помощи по написанию статей для клиентов. Стоимость написания статьи зависит от темы, объема и требований и начинается от 1000 рублей. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.
По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот РФ в 2018 году составил 688 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2017 годом на 17,61%, в том числе экспорт – 450 млрд. долларов США (рост на 26,05%), импорт – 238 млрд. долларов США (рост на 4,39%) (табл. 1). Однако, за 7 семь лет наблюдается отрицательная динамика. Товарооборот снизился на 14,21%, импорт – на 23,96%, экспорт – на 17,80%. Снижение началось в кризисном 2014 г. и продолжилось вплоть до 2017 г. Основными причинами снижения как экспорта, так и импорта в стоимостном выражении послужили девальвация рубля, сокращение производства, экономические санкции и действующее продовольственное эмбарго. При этом сокращение экспорта в 2015 г. обусловлено, в первую очередь, тотальным падением мировых цен на энергоносители. Так, цена за баррель нефти марки Brent в начале 2014 г. составляла 105 долларов США, а в начале 2015 г. - 50 долларов США. Импорт в 2015 г. снижается за счет введенных правительством России ограничений по ввозу сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров из ряда стран (в первую очередь США и ЕС), а также сокращением машино-технического импорта инвестиционного назначения.
Таблица 1 – Динамика важнейших показателей внешней торговли РФ в 2012-2018 годах
Показатель | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Экспорт, млрд. долларов США | 524 | 527 | 497 | 347 | 286 | 357 | 450 |
Темп роста экспорта, % | - | 100,57 | 94,31 | 69,82 | 82,42 | 124,83 | 126,05 |
Импорт, млрд. долларов США | 313 | 315 | 286 | 184 | 182 | 228 | 238 |
Темп роста импорта, % | - | 100,64 | 90,79 | 64,34 | 98,91 | 125,27 | 104,39 |
Товарооборот, млрд. долларов США | 837 | 842 | 783 | 531 | 468 | 585 | 688 |
Темп роста товарооборота, % | 100,60 | 92,99 | 67,82 | 88,14 | 125,00 | 117,61 |
Источник: составлено автором по сведениям ФТС [2]
В структуре внешней торговли РФ 2018 г. по группам стран особое место занимает Европейский союз (ЕС) как крупнейший экономический партнер, на его долю в 2018 году приходилось 43% от общего объема товарооборота Российской Федерации, на страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – 31%, страны БРИКС – 18%, государства – участники Содружества Независимых Государств (СНГ) – 12%, в том числе на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – 8%, страны Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) – 3% [1].
Несмотря на фактическое снижение внешнеторгового товарооборота в 2014-2016 гг., ФТС всегда выполняло и перевыполняло планы (с учетом бюджетных корректировок) по сбору доходов в казну страны. Задание по формированию доходов федерального бюджета в 2018 г. выполнено на 102,1% (рис. 1).
Рисунок 1 – Выполнение ФТС планов по администрируемым доходам в 2012-2018 гг. [3]
По итогам 2018 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 6 063,2 млрд. рублей, что на 1 487,5 млрд. рублей или на 32,51% больше по сравнению с 2017 годом (табл. 2).
Таблица 2 – Динамика доходов федерального бюджета РФ, администрируемых ФТС, в 2012-2018 годах
Показатель | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Доходы бюджета, млрд. рублей | 6486,7 | 6565,4 | 7100,6 | 4933,2 | 4406,9 | 4575,7 | 6063,2 |
Абсолютные отклонения | - | 78,7 | 535,2 | -2167,4 | -526,3 | 168,8 | 1487,5 |
Темп роста, % | - | 101,21 | 108,15 | 69,48 | 89,33 | 103,83 | 132,51 |
Источник: составлено автором по сведениям ежегодных сборников ФТС [1]
Однако, несмотря на рост поступлений за последние три года, уровень 202-2014 гг. все еще не достигнут. В 2015 г. в федеральный бюджет поступило на 2167,4 млрд. рублей или на 30,52% меньше, чем в 2014 г. Общее снижение поступлений доходов обусловлено снижением на 40,6% поступлений вывозной таможенной пошлины в отношении нефти сырой и нефтепродуктов. Общее снижение поступлений по итогам 2016 г. на 526,3 млрд. рублей или на 10,67% обусловлено снижением на 26,1% поступлений вывозной таможенной пошлины (рис. 2).
Рисунок 2 – Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета в 2012-2018 гг., млрд. рублей
При этом за счет импорта доходы бюджета достигли докризисного уровня (рис. 3).
Рисунок 3 – Динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета при импорте в 2012-2018 годах, млрд. рублей [3]
Доходы от экспорта по-прежнему ниже уровня 2012-2014 гг. (рис. 4).
Рисунок 4 – Динамика перечислений таможенных платежей в доход федерального бюджета при экспорте в 2012-2018 годах, млрд. рублей [3]
Структура поступлений в абсолютных величинах представлена в табл. 3-4.
Таблица 3 – Структура доходов федерального бюджета РФ, администрируемых ФТС, в 2012-2018 годах, млрд. рублей
Показатель | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Всего доходов бюджета, | 6486,7 | 6565,4 | 7100,6 | 4933,2 | 4406,9 | 4575,7 | 6063,2 |
в том числе | |||||||
НДС | 1557 | 1561,9 | 1631 | 1643,5 | 1762,8 | 1900,8 | 2255,5 |
ввозные таможенные пошлины | 655,5 | 596,7 | 568,1 | 484,2 | 489,8 | 506 | 578,6 |
вывозные таможенные пошлины | 4099,7 | 4239,4 | 4756,9 | 2686 | 2054,1 | 1968,3 | 3025,7 |
акцизы при ввозе товаров | 51,4 | 56,9 | 60,1 | 47,5 | 58,8 | 76 | 95,2 |
таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами | 48,5 | 44,7 | 24,4 | 8,8 | 5,6 | 7,4 | 16,3 |
таможенные сборы | 17,2 | 16,3 | 16,4 | 16 | 16,9 | 18,4 | 20,3 |
иные платежи | 57,4 | 49,5 | 43,7 | 47,2 | 18,9 | 98,8 | 71,6 |
Источник: составлено автором по сведениям ежегодных сборников ФТС [1]
Таблица 4 – Структура доходов федерального бюджета РФ, администрируемых ФТС, в 2012-2018 годах, %
Показатель | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Всего доходов бюджета, | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе | |||||||
НДС | 24,00 | 23,79 | 22,97 | 33,32 | 40,00 | 41,54 | 37,20 |
ввозные таможенные пошлины | 10,11 | 9,09 | 8,00 | 9,82 | 11,11 | 11,06 | 9,54 |
вывозные таможенные пошлины | 63,2 | 64,57 | 66,99 | 54,45 | 46,61 | 43,02 | 49,90 |
акцизы при ввозе товаров | 0,79 | 0,87 | 0,85 | 0,96 | 1,33 | 1,66 | 1,57 |
таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами | 0,75 | 0,68 | 0,34 | 0,18 | 0,13 | 0,16 | 0,27 |
таможенные сборы | 0,27 | 0,25 | 0,23 | 0,32 | 0,38 | 0,40 | 0,33 |
иные платежи | 0,88 | 0,75 | 0,62 | 0,96 | 0,43 | 2,16 | 1,18 |
За период наблюдается четкое увеличение доли НДС с 24% в 2012 г. до 37,20% в 2018 г., хотя доля ниже, чем в 2016 г. (40%) и 2017 г. (41,54%). Доля вывозных пошлин – наибольшая в структуре доходов (43-67%). Колебания доли связаны с налоговой политикой, проводимой государством – при снижении цен на нефть тарифы увеличиваются. Доля ввозных пошлин относительно стабильна и составляет 8-11%. Наименьшее значение доли наблюдалось в кризисном 2014 г.
Динамика налоговых доходов по видам проиллюстрирована в табл. 5.
Таблица 5 – Динамика доходов федерального бюджета РФ по видам налогов, сборов и пошлин, администрируемых ФТС, в 2012-2018 годах, млрд. рублей
Показатель | Абсол. измен., млрд. рублей | Темпы роста, % | ||||
2018/ 2012 |
2018/ 2014 |
2018/ 2017 |
2018/ 2012 |
2018/ 2014 |
2018/ 2017 |
|
Всего доходов бюджета | -423,5 | -1037,4 | 1487,5 | 93,47 | 85,39 | 132,51 |
в том числе | ||||||
НДС | 698,5 | 624,5 | 354,7 | 144,86 | 138,29 | 118,66 |
ввозные таможенные пошлины | -76,9 | 10,5 | 72,6 | 88,27 | 101,85 | 114,35 |
вывозные таможенные пошлины | -1074 | -1731,2 | 1057,4 | 73,80 | 63,61 | 153,72 |
акцизы при ввозе товаров | 43,8 | 35,1 | 19,2 | 185,21 | 158,40 | 125,26 |
таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами | -32,2 | -8,1 | 8,9 | 33,61 | 66,80 | 220,27 |
таможенные сборы | 3,1 | 3,9 | 1,9 | 118,02 | 123,78 | 110,33 |
иные платежи | 14,2 | 27,9 | -27,2 | 124,74 | 163,84 | 72,47 |
Автором были проведены расчеты абсолютных и относительных изменений показателей отчетного года в базисному, отчетного года к кризисному 2014 г. (тем не менее, поступления в котором составили максимальное значение), отчетного года к прошлому 2017 г.
В 2018 г. по сравнению с 2012 г. наблюдается снижение поступлений в размере 423,5 млрд. рублей или 6,33%. По сравнению с кризисным 2014 г. снижение поступлений составило 1037,4 млрд. рублей или 14,61%. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. наблюдается рост поступлений на 1487,5 млрд. рублей или 32,51%, однако, предкризисный уровень так и не достигнут. Абсолютное снижение доходов бюджета, администрируемых ФТС, наблюдается в 2015-2016 гг.
Положительная динамика наблюдается в части косвенных налогов (рис. 5) и некоторых пошлин, сборов и платежей.
Рисунок 5 – Динамика доходов федерального бюджета РФ по НДС и акцизам, администрируемых ФТС, в 2012-2018 годах, млрд. рублей
Доходы бюджета, за которые отвечает ФТС, примерно поровну складываются из экспортных и импортных пошлин. НДС и акцизы входят в структуру доходов с импорта, причем на НДС приходится 37,2% в 2018 г. Российские товары с высокой добавленной стоимостью, поставляемые на экспорт, пошлиной не облагаются. Но экспортерам сырья приходится платить по ставке, которую определяет Минфин РФ в зависимости от мировых цен. Чем они выше, тем выше пошлины. С января по сентябрь 2018-го цены на нефть росли: с 68,9 доллара за баррель марки Brent в январе до 82,7 доллара в сентябре. В это время росла и пошлина, что увеличивало таможенные поступления (рис. 6).
Рисунок 6 – Динамика доходов федерального бюджета РФ по ввозным и вывозным таможенным пошлинам, администрируемых ФТС, в 2012-2018 годах, млрд. рублей
В 2018 году были реализованы мероприятия, направленные на дальнейшее развитие и расширение сферы применения новых прогрессивных технологий уплаты таможенных платежей. Примером такой технологии является технология удаленной уплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими декларирование товаров в электронной форме. Об эффективности ее применения свидетельствует рост перечислений сумм таможенных и иных платежей, уплаченных с применением технологии удаленной уплаты, – с 535,19 млрд. рублей в 2017 году до 876,26 млрд. рублей в 2018 году (рост на 63,7%) [3].
Доля таможенных и иных платежей, уплаченных с применением технологии удаленной уплаты, в общем объеме таможенных и иных платежей, уплаченных с применением микропроцессорных карт, составила 74,3% (рис. 7).
Рисунок 7 – Доля уплаченных платежей в федеральный бюджет с использованием технологии единых лицевых счетов [3]
За 2018 год таможенными органами было взыскано таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов (далее – таможенные платежи) и пеней на сумму 12,5 млрд. рублей, в том числе таможенных платежей – 11,4 млрд. рублей, пеней – 1,1 млрд. рублей.
В результате общая сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней по состоянию на 1 января 2019 года составила 49,2 млрд. рублей, в том числе по таможенным платежам – 30,6 млрд. рублей, пеням – 18,6 млрд. рублей (рис. 8).
Рисунок 8 – Динамика состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2012-2018 годах [3]
В результате доработки информационных сервисов Личного кабинета участника ВЭД реализована возможность размещения в режиме онлайн информации о наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей и пеней. Общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей составила в 2018 году 363,9 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с 2017 годом на 24% (в 2017 году – 293,4 млрд. рублей).
Источники:
1.Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» // ФТС. – URL: http://search.customs.ru/index.php?option=com_content&view
=article&id=7995&Itemid=1845.
2.Справочные и аналитические материалы // ФТС. – URL: http://customs.ru/statistic.
3.Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году (1 часть) // ФТС. – URL: http://search.customs.ru/images/stories/2019/mart_2019/sbornik_2018_1.docx.
На DipMall.ru можно заказать магистерские исследования, бакалаврские исследования и дипломы специалистов (ВКР), курсовые работы, научные статьи и эссе, другие работы и исследования, купить готовую работу. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.