Анализ динамики и структуры безвозмездных поступлений региональным бюджетам

Оцените материал
(3 голосов)

Аннотация. Региональные бюджеты в виду особенностей налоговой системы РФ испытывают острую нехватку бюджетных средств. В связи с чем федеральный центр направляет в бюджеты регионов безвозмездные поступления. Такая организация бюджетного устройства нарушает принцип справедливого распределения национальных ресурсов, когда одни регионы являются донорами для других.

Статья написана владельцем сайта Dipmall.ru.
Данная статья подготовлена в рамках оказания помощи по написанию статей для клиентов. Стоимость написания статьи зависит от темы, объема и требований и начинается от 1000 рублей. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.

Дойная короваСогласно ч.1 ст.1 Конституции РФ [1] наша страна является федеративным государством. Основные принципы федерализма России также определены на конституционном уровне, а именно в ст. 5 Конституции РФ. Один из таких принципов – равенство всех субъектов федерации. Тем не менее, такое равноправие – номинально, поскольку закреплено только в Конституции РФ и никак не подтверждается на политико-правовом уровне федеративных правоотношений. Кроме того, некоторые субъекты России все же имеют определенные привилегии относительно других, в частности это касается республик. Наконец, субъекты значительно отличаются по географическому расположению, наличию природных ресурсов, культурному наследию и т.д.

Важнейшей проблемой, требующей эффективного решения, является экономическое неравноправие субъектов РФ, что выступает причиной дотационности большинства регионов страны. Ст. 71 Конституции РФ посвящена вопросам ведения в России, и, согласно пункту «з» этой статьи, «федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития» находятся в ведении РФ. Отсюда вытекает экономическое неравенство регионов, связанное с государственным федеративным устройством. А именно, речь идет о неравномерном распределении средств федерального бюджета по региональным бюджетам.

Согласно Бюджетному кодексу РФ (далее – БК РФ) [2], бюджетная система России включает в себя три основных уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Причем местные бюджеты подразделяются на бюджеты муниципальных районов и округов и бюджеты городских и сельских поселений.

Нормативы распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы уставлены в БК РФ, в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановые периоды либо в законе о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает или распределяет доходы.

Согласно сведениям Минфина РФ, доходы региональных бюджетов ежегодно увеличиваются. В 2019 г. по сравнению с 2018 г. рост состоялся на 9,52% (таблица 1).

Таблица 1 – Динамика доходов региональных бюджетов Российской Федерации в 2015-2019 гг.

Наименование показателя 2015 2016 2017 2018 2019
1.Доходы региональных бюджетов, млрд. руб. 9 308,20 9 923,80 10 758,10 12 392,40 13 572,30
2.Темп роста доходов, % 104,52 106,61 108,41 115,19 109,52
3.Безвозмездные поступления, млрд. руб. 1 616,70 1 578,10 1 703,00 2 085,20 2 453,10
4.Темп роста безвозмездных поступлений, % 96,762 97,61 107,91 122,44 117,64
5.Собственные доходы, млрд. руб. 7 691,40 8 345,70 9 055,10 10 307,20 11 119,30
6.Темп роста собственных доходов, % 106,31 108,51 108,50 113,83 107,88

Источник: расчеты автора по сведениям Минфина РФ [5]

Однако, темп роста безвозмездных поступлений значительно превышает темы роста доходов бюджетов субъектов. Лишь в 2015-2016 гг. наблюдаются темпы снижения безвозмездных поступлений. Основной рост приходиться на 2018-2019 гг. В 2018 г. вопросы развития межбюджетных отношений приобрели особую актуальность в свете задач, поставленных майским Указом Президента РФ от 2018 г. [3].

Так, были созданы правовые основания для заключения соглашений в целях софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов по реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национальных и федеральных проектов, на срок их реализации (до 6 лет). В рамках подготовки федерального бюджета проведена работа по распределению между субъектами межбюджетных трансфертов, предоставляемых на реализацию национальных и федеральных проектов (законом о федеральном бюджете распределено 96% таких межбюджетных трансфертов в 2019 г.). Предусмотрена возможность реализации мероприятий национальных проектов с максимальным уровнем софинансирования со стороны Российской Федерации: для дотационных регионов – 95-99%, для бездотационных – 0-95% [4].

Следовательно, майский указ 2018 г. изменил и структуру доходов региональных бюджетов (табл. 2).

Таблица 2 – Структура доходов региональных бюджетов Российской Федерации в 2015-2019 гг., %

Наименование показателя 2015 2016 2017 2018 2019
1.Доходы региональных бюджетов 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
2.Безвозмездные поступления 17,37 15,90 15,83 16,83 18,07
3.Собственные доходы 82,63 84,10 84,17 83,17 81,93

Доля безвозмездных поступлений впервые за 5 лет выросла до 18,07%. Основную долю данных поступлений составили распределяемые федеральные налоги.

Кроме непосредственного перераспределения поступлений от федеральных налогов из федерального бюджета в нижестоящие бюджеты осуществляются перечисления дотаций, субсидий, субвенций, ассигнований и иных межбюджетных трансфертов. В этой связи можно утверждать, что в бюджетной системе РФ принцип единства и равенства всех нижестоящих бюджетов полностью соблюдается и обеспечивается за счет совокупности распределительных механизмов и средств государственного бюджета [6]. Для наглядности в табл. 3 представим размер дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации за 2015-2019 гг.

Таблица 3 – Динамика межбюджетных трансферов субъектам РФ из федерального бюджета  за 2015-2019 гг.

Наименование  показателя 2015 2016 2017 2018 2019 Темп роста,%
1.Дотации, млрд. руб. 772,4 784,5 842,2 905,4 954,8 123,61
- в т.ч. на выравнивание, млрд. руб. 678,2 684,3 714,6 761,2 809,4 119,35
2.Субсидии, млрд. руб. 400,1 405,4 423,4 449,1 654,7 163,63
3.Субвенции, млрд. руб. 264,4 278,5 308,8 368,5 427,2 161,57
4.Иные трансферы, млрд. руб. 179,8 109,7 128,6 362,2 416,4 231,59
5.Итого 1 616,70 1578,10 1703,00 2085,20 2453,10 151,74

Более всего за период выросли иные трансферы (в 2,32раза). Именно за счет них (а также субсидий) происходит финансирование майских указов 2018 г. При этом дотации на бюджетное выравнивание выросли всего на 19,35% за 5 лет.

Структура межбюджетных трансферов представлена в табл. 4.

Таблица 4 – Структура межбюджетных трансферов субъектам РФ из федерального бюджета  за 2015-2019 гг.

Наименование  показателя 2015 2016 2017 2018 2019
1.Дотации, млрд. руб. 47,78 49,71 49,45 43,42 38,92
- в т.ч. на выравнивание, млрд. руб. 41,95 43,36 41,96 36,50 32,99
2.Субсидии, млрд. руб. 24,75 25,69 24,86 21,54 26,69
3.Субвенции, млрд. руб. 16,35 17,65 18,13 17,67 17,41
4.Иные трансферы, млрд. руб. 11,12 6,95 7,55 17,37 16,97
5.Итого 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00

В структуре межбюджетных трансферов снижается доля дотаций и растет доля иных трансферов.

Проблемы сбалансированности региональных бюджетов в России – тема извечная. Россия характеризуется обширной территорией, и – самое главное – у регионов очень разный экономический потенциал. Задача федерального центра, среди прочего, — перераспределять доходы таким образом, чтобы у регионов не было проблем с исполнением своих бюджетных обязательств.

Региональные и местные власти должны иметь инструменты, взаимодействуя с налоговыми органами, проводить мероприятия, направленные на снижение недоимок бюджета, повышения уровня администрирования налогов. Здесь же стоит вопрос вывода бизнеса из теневого сектора. Но, в рамках данного исследования ограничимся обозначением этого аспекта. Приняв к сведению и осуществив все эти предложенные меры совершенствования налогового федерализма, можно перейти на новый высокоразвитый и отвечающий современным требованиям уровень развития и устройства бюджетной системы в нашей стране. При этом, данный переход совершенно не будет уступать системам других развитых стран, обеспечивая одновременно эффективную экономическую политику и достойное положение в социальной сфере.

Источники:

1.Конституция РФ // Консультант Плюс.
2.Бюджетный кодекс РФ // Консультант Плюс.
3.Указ Президента Российской Федерации от 7.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Консультант Плюс.
4.Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России) // Консультант Плюс.
5.Консолидированный бюджет Российской Федерации // Минфин России. – URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/conbud/.
6.Рябова Е.В., Пигасова Е.И. Анализ региональной налоговой политики на примере Приволжского федерального округа // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 11 (71). С. 17.


Прочитано 491 раз Последнее изменение Воскресенье, 02 января 2022 13:49
Александр
Александр
Последнее от Александр

Mobile menu