В статье рассмотрены основные этапы становления акцизного налогообложения в России: от появления прототипов косвенных налогов до современного состояния.
Статья написана владельцем сайта Dipmall.ru.
Данная статья подготовлена в рамках оказания помощи по написанию статей для клиентов. Стоимость написания статьи зависит от темы, объема и требований и начинается от 1000 рублей. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.
Акцизы являются разновидностью косвенных налогов, имеют сложную структуру, которая включает в себя исторические свойственные им связи с пошлиной. Ими облагаются услуги и товары, обладающие способностью удовлетворять определенные потребности участников рынка. В силу данного обстоятельства перечень подакцизных товаров ограничен, а возникновение акцизов взаимосвязано с качеством и полезностью блага. Эволюция акцизов происходила под определяющим влиянием фискальной монополии государства как специальной формы ограничения властью потребления определенных благ [1].
В процессе потребления подакцизной продукции наступают последствия, в большинстве своем отрицательного характера, которые приносят вред здоровью потребителя, обществу в целом либо окружающей среде. Ограничительными факторами в сокращении спроса на данного рода товары служит акцизное налогообложение. Это своего рода экономический стабилизатор в дальнейшем развитии потребности использовать данные блага и в степени ее удовлетворения.
Акцизы является одним из древнейших налогов. Проанализировав многовековую историю развития налоговых отношений можно сделать вывод, что акцизы – один из наиболее стабильных источников доходов бюджета, применяющихся во всех странах с рыночной экономикой [2].
Еще в начале II тысячелетия до н. э. в Древнем Египте взимался аналог современного акциза – налог на пиво. В истории России первые упоминания о про-акцизных платежах встречаются в источниках Х в.: упоминания о «бражной пошлине» с меды, хмеля и солода, «медовой дани» - первых формах косвенного налогообложения алкогольных напитков [3]. Краткая летопись акцизного налогообложения России рассмотрена в таблице.
Таблица – История акцизного налогообложения в России
Период | Краткая характеристика периода |
Питейные сборы (до XV в.) | Проакцизная форма обложения алкогольной продукции |
Откупная система (XV–XVI вв.) | Становление первой налоговой системы России в результате реформы Ивана III 1476 г: отказ от уплаты дани и введение первых русских прямых и косвенных налогов, введение налоговой отчетности – «сошного письма», становление первых налоговых органов – приказов (ведомств). Введение первых акцизов – винных откупов |
Винная монополия (XV-XX вв.) | Прерогатива государства или отдельных лиц на производство, переработку, реализацию, а также ввоз алкоголя. Разрешение на продажу алкоголя автоматически делало торговца плательщиком акцизов. Разные периоды характеризуются разным акцизным обложением алкогольной продукции. Всего в истории России насчитывалось 5 винных монополий |
Постоянные налоги (с 1725 г.) | Начало царствования Екатерины I, которая ввела акцизы на вино и водку как постоянные налоги |
Становление акцизного администрирования (с 1896 г.) | В 1896 г. в составе Министерства финансов образовалось Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а местных уровнях – губернские акцизные управления, которые ведали уплатой акцизных сборов |
Распространение акцизов на товары массовые спроса (с 1839 г.) | Акцизами облагается реализация товаров массового потребления: табак (в 1839 г), сахар (в 1848 г), соль (в 1862 г), керосин (в 1872 г), дрожжи (в 1866 г), осветительные нефтяные масла (в 1887 г), спички (в 1888 г) |
Эпоха винного акциза (1863-1894 гг.) | Либерализация винной торговли в России, которая подразумевала привыкание к доступных спиртным напиткам и потребление их в умеренном количестве, которая, в конечном счета привела к росту пьянства в России. Величина акциза зависит от крепости алкогольного напитка. Ставки акциза постепенно увеличиваются: 3-4 коп. с каждого градуса в 1893 г, 7 коп. с 1876 г, 8 коп. с 1881 г, 9 коп. с 1885 г, 10 коп. с 1892 г. |
Рост акцизов на алкоголь (1894-1917 гг.) | Очередной этап роста акцизов на алкоголь с целью борьбы с пьянством. Этап характеризуется увеличением роли акцизов в доходах государства |
Советская эпоха (1921-1930 гг.) | Крупный фискальный эффект акцизов: установление акцизов, способных охватить максимальное количество сельского и городского населения |
Отказ от акцизов (1930-1992 гг.) | Замена акцизов налогом с оборота |
Современный период (с 1992 г.) | Становление современной налоговой системы. Возврат к акцизному налогообложению |
Уже в Древней Руси существовали питейные заведения, называемые корчмами. Летописи свидетельствуют, что именно с корчемного дела в России началась история акцизных сборов: владельцы заведений уплачивали князьям так называемую «бражную пошлину» или «медовую дань» [4].
Князь Иван III ввел систему косвенных налогов, которые взимались через механизм откупов и пошлин, важнейшими из которых были винные и таможенные. Наибольшее значение в России винные откупа приобрели в XVIII веке– XIX веке. Доходы казны от питейного налога составляли свыше 40% объема всех налогов бюджета страны. Винные откупа – это система взимания косвенных налогов, при которой право торговли вином отдаётся на откуп частным предпринимателям. Государство получало от откупщиков заранее оговоренные денежные средства, которые оно продавало на публичных торгах [5].
В 1474 г. князь Иван III ввел государственную монополию на производство и продажу спиртного. При сыне Ивана III, Василии III, государственная монополия на спиртное сохранялась. Однако в 1533 году, когда Василий III умер, наследнику престола Ивану IV (Грозному) было всего три года. Воспользовавшись его малолетством, бояре, которым государственная монополия была не выгодна, вернули старый порядок продажи спиртного[4].
Фискальная сторона дела выходит на 1-й план при Иване Грозном, после того как в 1552 г. начали появляться «государевы кабаки» — казенные заведения, предназначенные исключительно для употребления спиртных напитков. Частная продажа алкоголя преследовалась под именем корчемства [6].
На протяжении второй половины XVII в. винная монополия дважды запрещалась (решением Земского собора 1652 г. и указом 1681 г.), однако восстанавливалась: в 1663 г. – частично, в 1705 г. – в качестве преобладающей системы. Государство уже не могло рисковать винным доходом. Накануне Петровских реформ он обеспечивал около четверти государственного бюджета [6].
Видя успех винного налога, правительство царя Алексея Михайловича попыталось перенести на косвенные налоги основную тяжесть обложения. В 1646 г. ряд налогов прямых был заменен соляным налогом, цена соли резко повысилась. Однако собрать расчетную сумму не удалось (поскольку потребление соли сократилось), возник дефицит бюджета. Поэтому в 1647 г. правительство вернуло прежнюю систему обложения (при этом попытка собрать «недоимки» прямых налогов за время действия соляного налога привела в 1648 г. к крупному восстанию в столице, известному как Соляной бунт). Тем не менее, пошлины с продаваемой соли сохранились [6].
Ближайшие преемники Петра I предприняли несколько мер, направленных на смягчение государственного регулирования и имевших разную степень успешности. В 1727 г. табачная монополия сменилась вольной продажей табака с уплатой акциза. В 1728 г. отменили и соляную монополию (с сохранением государственного регулирования цен), однако в 1731 г. пришлось ее восстановить. В том же 1731 г. произошел пересмотр таможенных ставок в сторону понижения. В целом система косвенных налогов четверть века после Петра I оставалась неизменной [6].
Важнейшим событием стал закон 1860 г. об отмене откупов. Положение о питейном сборе 1861 г. (вступившее в действие с 1863 г.) установило акцизную систему [7]. Акциз взимался не с готовой продукции, а с производителя алкоголя в зависимости от его производственных мощностей, производительности выкурки спирта и объема использованного сырья (измерением этих показателей занимались чиновники акцизного надзора). Но в условиях государственной монополии к цене продукта, уже содержащей акциз, все равно могла устанавливаться любая надбавка [6]. Таким образом, расчет акциза производится не с реализованной продукции, а с произведенной. Главное новшество реформы 1861 г. состояло в отмене монополии государства и разрешении свободной продажи алкоголя. После этого акциз остался единственным средством вмешательства государства в цену товара — следовательно, именно в нем содержался государственный налог на потребление [8].
Так, акцизная система стала во второй половине XIX в. господствовать в системе косвенных налогов [6]. В виде акцизов появились новые косвенные налоги, которые вводились в связи с распространением новых товаров. Появление свеклосахарного производства в 1848 г. способствовало введению нового акциза. В 1872 г. состоялась отмена государственная монополии на добычу и переработку нефти, и сразу последовало установление акциза «с фотогенового производства». 5 лет спустя (1877 г.) его отменили в целях содействия нефтяной промышленности. Но в 1888 г. появился акциз «с осветительных нефтяных масел», т. е. все с того же керосина, активно вытеснявшего крестьянскую лучину. Акциз «с зажигательных спичек» на первом этапе его существования (1849-60 гг.) имел полицейскую цель. С 1888 он вновь действовал, теперь – из фискальных соображений. В казну акциз поступал от производителей в зависимости от объема, выпускаемого с фабрики товара. Кроме того, действовали акцизы с папиросных гильз и с разрезанной папиросной бумаги [6].
Последней реформой Александра II стала отмена соляного акциза (1881 г.). Основанием для этого стала необходимость соли для народного здоровья и для развития скотоводства [6].
Питейная реформа 1861 г. первоначально дала благоприятный финансовый результат: винный доход рос такими же темпами, что и бюджет в целом. Однако во второй половине 1880-х гг. наблюдалось замедление роста винного дохода, снизилась и его доля в доходах бюджета. Ответом правительства стало восстановление в 1894 г. винной монополии [8]. Спирт и водка изымались из частной продажи. Они могли продаваться только в казенных винных лавках, независимо от того, на каком предприятии (казенном или частном) изготовлены [9].
Так, сформировалась система косвенных налогов, с которой империя Романовых подошла к своему кризису. В 1913 г. косвенные налоги (включая прибыль от винной монополии, что составляло особую статью бюджета) обеспечили 40,2 % государственных доходов и в 5раз превзошли сумму сбора прямых налогов. В частности, табачный акциз составил 78,8 млн, акциз с папиросных гильз и папиросной бумаги – 4,8 млн, с сахара – 149,2 млн, нефти – 48,6 млн, спичек – 20,1 млн, сборы с питей (не подверженных монополии) – 53,7 млн руб., доход от казенной винной операции – 899,3 млн. [6].
Значительная бюджетная доля алкогольных поступлений отрицательно сказалась после введения с началом Первой мировой войны (1914 г.) «сухого закона». Пытаясь возместить эту потерю, правительство в годы войны неоднократно повышало остальные налоги. Появился акциз на чай, а также временный налог на русский и персидский хлопок, перевозимый по железной дороге (американский хлопок в это время почти исчез с российского рынка).
Советская власть, национализировавшая крупное производство, в ноябре 1918 г. заменила акцизы начислениями к цене соответствующих товаров (и пополнила их перечень, в частности, нитками и тканями). Убедившись, что эти начисления сводятся к бухгалтерским расчетам между различными государственными учреждениями, в январе 1920 г. отменили и начисления [10].
Восстановление налоговой системы началось с переходом к новой экономической политике. Система косвенных налогов, установленная в начале 1920-х гг., напоминала дореволюционную, но оказалась несколько расширенной и уточненной с учетом изменений в потреблении товаров. Первым восстановили в 1921 г. акциз на виноградное вино. За ним последовали акцизы с табачных изделий, папиросной бумаги, гильз и спичек. В 1922 г. акцизное обложение распространилось на спирт, отпускаемый для технических целей; на пиво, мед и прохладительные напитки; на нефтепродукты; на свекловичный и крахмальный сахар, восковые свечи, чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе и на прессованные дрожжи. В 1923-24 гг. к акцизному обложению привлекли текстильные изделия путем обложения пряжи [6].
Существенная особенность НЭП – восстановление в феврале 1922 г. соляного акциза (существовал до 1927 г.). В условиях нехватки на рынке прочих продуктов сельского потребления соляной акциз стал важным способом получения денег от крестьян. По мере восстановления народного хозяйства акцизы на товары первой необходимости (соль, керосин) снижались; взамен возрастала роль акцизов на предметы излишнего потребления. В 1925 г. возобновилась продажа водки на условиях обложения акцизом. В 1927 г. под действие акциза попали парфюмерные и косметические изделия [10].
В 1930-31 гг. в рамках централизации управления народным хозяйством состоялась налоговая реформа, коренным образом изменившая систему взимания косвенных налогов. Все акцизы объединились в налог с оборота (сюда же влились и некоторые прямые налоги) [9].
Крах советской системы означал необходимость воссоздать систему косвенных налогов заново. В начале 1992 г. появился закон «Об акцизах». Список акцизов включал, наряду с алкогольной продукцией, табачными изделиями и легковыми автомобилями, также шоколад, меховые изделия и одежду из натуральной кожи, автомобильные шины, изделия из хрусталя и фарфора, ковры, икру и рыбные деликатесы, ювелирные изделия. Вскоре появились акцизы на нефть и природный газ, просуществовавшие соответственно до 2002 г. и 2004 г. По состоянию на 2005 г. список подакцизных товаров включал: спирт и алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили и мощные мотоциклы, бензин, дизельное топливо и моторные масла. Современные акцизы играют меньшую роль, чем прямые налоги. В первые годы XXIв. их сборы обеспечивали 10-ю часть налоговых доходов, после отмены акцизов на нефть и природный газ доля сократилась до 3,6 % (в 2005 г.) [5].
Из анализа обусловленности акцизов проистекает характер присущих ем связей, которые составляют экономическую сущность данного налога. В противовес всем существующим налоговым формам, которые связаны со стоимостью товар и услуги, акцизы взаимодействуют не столько с потребительной стоимостью, сколько ее качеством. Как свойство блага стоимость и ее налоговая основа определяется при помощи полезности подакцизной продукции, а точнее ее вредностью, или степенью негативного воздействия. Поэтому акцизы, исходя из ценности, внутренних связей полезности, последствий от удовлетворения благ, формируют в себе их многогранность и обусловливают единство внутренних противоречий между ценностью и полезностью.
Общественная полезность товара реализуется в обмене при помощи стоимости. Акцизы как налоги на полезность (специфическую по своей природе) реализуют себя в данном качестве при помощи внутренней, постоянной, устойчивой, причинно-следственной связи с потребительной стоимостью благ. Как разновидность налога акцизы реализуют данную связь опосредовано через стоимость и ее форму – цену. Поэтому акциз – это всегда составная часть цены, определенная к ней надбавка, которую устанавливает власть в зависимости от общественных свойств потребительной стоимости.
В силу того, что подакцизные товары и услуги представляют собой определенные угрозы индивиду и обществу, государство сокращает, регулирует их потребление, используя специфический косвенный налог – акциз [11]. Следовательно, акциз – это целевой, социально сориентированный налог. Он специфичен в силу того, что стоимостной формой опосредует свою внутреннюю связь с полезностью и качеством блага, тогда как все другие налоги формируются по поводу стоимости созданного товара и получаемого при этом дохода.
Таким образом, экономическая природа акциза обусловлена полезностью, но полезностью специфической, которой обладают отдельные блага и услуги. Эта специфика отрицательно воздействует на физиологическое, психологическое состояние человека, на социальную среду обитания. Внутреннее содержание акциза не исключает выбор потребителя. Посредством спроса на социально значимые товары и при удовлетворении его потребностей происходит трансформация потребителя в плательщика акцизного налога.
Исходя из данной качественной характеристики акциза, его можно отнести и к социальному налогу как производной нефункционального потребительского выбора и к демократичному налогу в связи с тем, что налоговые обязательства определяются в зависимости от выбора потребителя, а не обязанностей, которые государство методом насилия в законодательной форме возлагает на налогоплательщика [11].
Таким образом, акцизы – старейшие налоги. Происхождение акциза связано с полезностью и качеством блага, удовлетворяющего особые потребности. Поэтому в разговорный оборот вошло понятие акцизов как налогов «на грехи», расплатой за которые и является форма налогообложения в виде акцизов, которая аккумулирует часть располагаемых доходов потребителей, сокращая тем самым спрос на товары, потребление которых приносит негативные последствия в экологическом, биологическом и социально-экономическом аспектах. Но при этом в процессе всего исторического пути развития фискальные задачи акцизов были определяющими. На Руси алкогольные напитки подвергались обложению акцизами еще в X-XI в. Акцизы в России стали обеспечивать около 70% всех доходов бюджеты к началу XX в. С 1896 г. начало функционировать специальное акцизное ведомство, которое осуществляло надзор за поступлением акцизов в казну. В Советскую эпоху налогообложение акцизами просуществовало до налоговой реформы 1930 г., и было возобновлено в России с 1992 г., с принятием Закона «Об акцизах», который с многочисленными дополнениями и изменениями действовал до 1 января 2001 г.
Литература:
1. Парыгина В. Г. Понятие, история и функции акцизного налогообложения // Современное право. – 2014. – № 5. – с. 34.
2. Майбуров И. Налоги и налогообложение: учебное пособие. М.:Юнити-Дана,2012.с. 275.
3. Багдасарян Л. Ю. Эволюция косвенного налогообложения в России Багдасарян // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: материалы международной научно-практической конференции. – Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2013. – Ч. 7. – с. 22.
4. Борцова Т. Веселие на Руси // Гарант. – Режим доступа: http://www.garant.ru/article/591542/.
5. Миллер Н. В. История налогообложения в России // Вестник Омского университета. – 2013. -№1. –с. 21
6. Налоги косвенные // Историческая энциклопедия Сибири.– Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/nalogi_kosvennye_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009/.
7. Иловайский С.И. Казенные монополии как способ обложения предметов потребления. Одесса, 1896. с. 52
8. Горюшкина Н. Е. Пьянство и борьба в ним в эпоху винного акциза (1863-1894 гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. - №143. – с. 47.
9. Яковлева Н. В. Акциз и фискальная монополия: история возникновения и перспективы применения. М.Компания «Спутник», 2004. – с. 75.
10. Карпович В. Е. Акцизы: за и против // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. - № 25. - с. 102.
11. Седова Н.В. Акцизное налогообложение в современной России // Финансы. – 2013. - №12. – с. 23.
На DipMall.ru можно заказать магистерские исследования, бакалаврские исследования и дипломы специалистов (ВКР), курсовые работы, научные статьи и эссе, другие работы и исследования, купить готовую работу. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.