История акцизного налогообложения в Российской Федерации

Оцените материал
(12 голосов)

В статье рассмотрены основные этапы становления акцизного налогообложения в России: от появления прототипов косвенных налогов до современного состояния.

Статья написана владельцем сайта Dipmall.ru.
Данная статья подготовлена в рамках оказания помощи по написанию статей для клиентов. Стоимость написания статьи зависит от темы, объема и требований и начинается от 1000 рублей. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.

 

Акцизы

Акцизы являются разновидностью косвенных налогов, имеют сложную структуру, которая включает в себя исторические свойственные им связи с пошлиной. Ими облагаются услуги и товары, обладающие способностью удовлетворять определенные потребности участников рынка. В силу данного обстоятельства перечень подакцизных товаров ограничен, а возникновение акцизов взаимосвязано с качеством и полезностью блага. Эволюция акцизов происходила под определяющим влиянием фискальной монополии государства как специальной формы ограничения властью потребления определенных благ [1].
В процессе потребления подакцизной продукции наступают последствия, в большинстве своем отрицательного характера, которые приносят вред здоровью потребителя, обществу в целом либо окружающей среде. Ограничительными факторами в сокращении спроса на данного рода товары служит акцизное налогообложение. Это своего рода экономический стабилизатор в дальнейшем развитии потребности использовать данные блага и в степени ее удовлетворения.
Акцизы является одним из древнейших налогов. Проанализировав многовековую историю развития налоговых отношений можно сделать вывод, что акцизы – один из наиболее стабильных источников доходов бюджета, применяющихся во всех странах с рыночной экономикой [2].
Еще в начале II тысячелетия до н. э. в Древнем Египте взимался аналог современного акциза – налог на пиво. В истории России первые упоминания о про-акцизных платежах встречаются в источниках Х в.: упоминания о «бражной пошлине» с меды, хмеля и солода, «медовой дани» - первых формах косвенного налогообложения алкогольных напитков [3]. Краткая летопись акцизного налогообложения России рассмотрена в таблице.

Таблица – История акцизного налогообложения в России

Период Краткая характеристика периода
Питейные сборы (до XV в.) Проакцизная форма обложения алкогольной продукции
Откупная система (XV–XVI вв.) Становление первой налоговой системы России в результате реформы Ивана III 1476 г: отказ от уплаты дани и введение первых русских прямых и косвенных налогов, введение налоговой отчетности – «сошного письма», становление первых налоговых органов – приказов (ведомств). Введение первых акцизов – винных откупов
Винная монополия (XV-XX вв.) Прерогатива государства или отдельных лиц на производство, переработку, реализацию, а также ввоз алкоголя. Разрешение на продажу алкоголя автоматически делало торговца плательщиком акцизов. Разные периоды характеризуются разным акцизным обложением алкогольной продукции. Всего в истории России насчитывалось 5 винных монополий
Постоянные налоги (с 1725 г.) Начало царствования Екатерины I, которая ввела акцизы на вино и водку как постоянные налоги
Становление акцизного администрирования (с 1896 г.) В 1896 г. в составе Министерства финансов образовалось Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а местных уровнях – губернские акцизные управления, которые ведали уплатой акцизных сборов
Распространение акцизов на товары массовые спроса (с 1839 г.) Акцизами облагается реализация товаров массового потребления: табак (в 1839 г), сахар (в 1848 г), соль (в 1862 г), керосин (в 1872 г), дрожжи (в 1866 г), осветительные нефтяные масла (в 1887 г), спички (в 1888 г)
Эпоха винного акциза (1863-1894 гг.) Либерализация винной торговли в России, которая подразумевала привыкание к доступных спиртным напиткам и потребление их в умеренном количестве, которая, в конечном счета привела к росту пьянства в России. Величина акциза зависит от крепости алкогольного напитка. Ставки акциза постепенно увеличиваются: 3-4 коп. с каждого градуса в 1893 г, 7 коп. с 1876 г, 8 коп. с 1881 г, 9 коп. с 1885 г, 10 коп. с 1892 г.
Рост акцизов на алкоголь (1894-1917 гг.) Очередной этап роста акцизов на алкоголь с целью борьбы с пьянством. Этап характеризуется увеличением роли акцизов в доходах государства
Советская эпоха (1921-1930 гг.) Крупный фискальный эффект акцизов: установление акцизов, способных охватить максимальное количество сельского и городского населения
Отказ от акцизов (1930-1992 гг.) Замена акцизов налогом с оборота
Современный период (с 1992 г.) Становление современной налоговой системы. Возврат к акцизному налогообложению

Уже в Древней Руси существовали питейные заведения, называемые корчмами. Летописи свидетельствуют, что именно с корчемного дела в России началась история акцизных сборов: владельцы заведений уплачивали князьям так называемую «бражную пошлину» или «медовую дань» [4].
Князь Иван III ввел систему косвенных налогов, которые взимались через механизм откупов и пошлин, важнейшими из которых были винные и таможенные. Наибольшее значение в России винные откупа приобрели в XVIII веке– XIX веке. Доходы казны от питейного налога составляли свыше 40% объема всех налогов бюджета страны. Винные откупа – это система взимания косвенных налогов, при которой право торговли вином отдаётся на откуп частным предпринимателям. Государство получало от откупщиков заранее оговоренные денежные средства, которые оно продавало на публичных торгах [5].
В 1474 г. князь Иван III ввел государственную монополию на производство и продажу спиртного. При сыне Ивана III, Василии III, государственная монополия на спиртное сохранялась. Однако в 1533 году, когда Василий III умер, наследнику престола Ивану IV (Грозному) было всего три года. Воспользовавшись его малолетством, бояре, которым государственная монополия была не выгодна, вернули старый порядок продажи спиртного[4].
Фискальная сторона дела выходит на 1-й план при Иване Грозном, после того как в 1552 г. начали появляться «государевы кабаки» — казенные заведения, предназначенные исключительно для употребления спиртных напитков. Частная продажа алкоголя преследовалась под именем корчемства [6].
На протяжении второй половины XVII в. винная монополия дважды запрещалась (решением Земского собора 1652 г. и указом 1681 г.), однако восстанавливалась: в 1663 г. – частично, в 1705 г. – в качестве преобладающей системы. Государство уже не могло рисковать винным доходом. Накануне Петровских реформ он обеспечивал около четверти государственного бюджета [6].
Видя успех винного налога, правительство царя Алексея Михайловича попыталось перенести на косвенные налоги основную тяжесть обложения. В 1646 г. ряд налогов прямых был заменен соляным налогом, цена соли резко повысилась. Однако собрать расчетную сумму не удалось (поскольку потребление соли сократилось), возник дефицит бюджета. Поэтому в 1647 г. правительство вернуло прежнюю систему обложения (при этом попытка собрать «недоимки» прямых налогов за время действия соляного налога привела в 1648 г. к крупному восстанию в столице, известному как Соляной бунт). Тем не менее, пошлины с продаваемой соли сохранились [6].
Ближайшие преемники Петра I предприняли несколько мер, направленных на смягчение государственного регулирования и имевших разную степень успешности. В 1727 г. табачная монополия сменилась вольной продажей табака с уплатой акциза. В 1728 г. отменили и соляную монополию (с сохранением государственного регулирования цен), однако в 1731 г. пришлось ее восстановить. В том же 1731 г. произошел пересмотр таможенных ставок в сторону понижения. В целом система косвенных налогов четверть века после Петра I оставалась неизменной [6].
Важнейшим событием стал закон 1860 г. об отмене откупов. Положение о питейном сборе 1861 г. (вступившее в действие с 1863 г.) установило акцизную систему [7]. Акциз взимался не с готовой продукции, а с производителя алкоголя в зависимости от его производственных мощностей, производительности выкурки спирта и объема использованного сырья (измерением этих показателей занимались чиновники акцизного надзора). Но в условиях государственной монополии к цене продукта, уже содержащей акциз, все равно могла устанавливаться любая надбавка [6]. Таким образом, расчет акциза производится не с реализованной продукции, а с произведенной. Главное новшество реформы 1861 г. состояло в отмене монополии государства и разрешении свободной продажи алкоголя. После этого акциз остался единственным средством вмешательства государства в цену товара — следовательно, именно в нем содержался государственный налог на потребление [8].
Так, акцизная система стала во второй половине XIX в. господствовать в системе косвенных налогов [6]. В виде акцизов появились новые косвенные налоги, которые вводились в связи с распространением новых товаров. Появление свеклосахарного производства в 1848 г. способствовало введению нового акциза. В 1872 г. состоялась отмена государственная монополии на добычу и переработку нефти, и сразу последовало установление акциза «с фотогенового производства». 5 лет спустя (1877 г.) его отменили в целях содействия нефтяной промышленности. Но в 1888 г. появился акциз «с осветительных нефтяных масел», т. е. все с того же керосина, активно вытеснявшего крестьянскую лучину. Акциз «с зажигательных спичек» на первом этапе его существования (1849-60 гг.) имел полицейскую цель. С 1888 он вновь действовал, теперь – из фискальных соображений. В казну акциз поступал от производителей в зависимости от объема, выпускаемого с фабрики товара. Кроме того, действовали акцизы с папиросных гильз и с разрезанной папиросной бумаги [6].
Последней реформой Александра II стала отмена соляного акциза (1881 г.). Основанием для этого стала необходимость соли для народного здоровья и для развития скотоводства [6].
Питейная реформа 1861 г. первоначально дала благоприятный финансовый результат: винный доход рос такими же темпами, что и бюджет в целом. Однако во второй половине 1880-х гг. наблюдалось замедление роста винного дохода, снизилась и его доля в доходах бюджета. Ответом правительства стало восстановление в 1894 г. винной монополии [8]. Спирт и водка изымались из частной продажи. Они могли продаваться только в казенных винных лавках, независимо от того, на каком предприятии (казенном или частном) изготовлены [9].
Так, сформировалась система косвенных налогов, с которой империя Романовых подошла к своему кризису. В 1913 г. косвенные налоги (включая прибыль от винной монополии, что составляло особую статью бюджета) обеспечили 40,2 % государственных доходов и в 5раз превзошли сумму сбора прямых налогов. В частности, табачный акциз составил 78,8 млн, акциз с папиросных гильз и папиросной бумаги – 4,8 млн, с сахара – 149,2 млн, нефти – 48,6 млн, спичек – 20,1 млн, сборы с питей (не подверженных монополии) – 53,7 млн руб., доход от казенной винной операции – 899,3 млн. [6].
Значительная бюджетная доля алкогольных поступлений отрицательно сказалась после введения с началом Первой мировой войны (1914 г.) «сухого закона». Пытаясь возместить эту потерю, правительство в годы войны неоднократно повышало остальные налоги. Появился акциз на чай, а также временный налог на русский и персидский хлопок, перевозимый по железной дороге (американский хлопок в это время почти исчез с российского рынка).
Советская власть, национализировавшая крупное производство, в ноябре 1918 г. заменила акцизы начислениями к цене соответствующих товаров (и пополнила их перечень, в частности, нитками и тканями). Убедившись, что эти начисления сводятся к бухгалтерским расчетам между различными государственными учреждениями, в январе 1920 г. отменили и начисления [10].
Восстановление налоговой системы началось с переходом к новой экономической политике. Система косвенных налогов, установленная в начале 1920-х гг., напоминала дореволюционную, но оказалась несколько расширенной и уточненной с учетом изменений в потреблении товаров. Первым восстановили в 1921 г. акциз на виноградное вино. За ним последовали акцизы с табачных изделий, папиросной бумаги, гильз и спичек. В 1922 г. акцизное обложение распространилось на спирт, отпускаемый для технических целей; на пиво, мед и прохладительные напитки; на нефтепродукты; на свекловичный и крахмальный сахар, восковые свечи, чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе и на прессованные дрожжи. В 1923-24 гг. к акцизному обложению привлекли текстильные изделия путем обложения пряжи [6].
Существенная особенность НЭП – восстановление в феврале 1922 г. соляного акциза (существовал до 1927 г.). В условиях нехватки на рынке прочих продуктов сельского потребления соляной акциз стал важным способом получения денег от крестьян. По мере восстановления народного хозяйства акцизы на товары первой необходимости (соль, керосин) снижались; взамен возрастала роль акцизов на предметы излишнего потребления. В 1925 г. возобновилась продажа водки на условиях обложения акцизом. В 1927 г. под действие акциза попали парфюмерные и косметические изделия [10].
В 1930-31 гг. в рамках централизации управления народным хозяйством состоялась налоговая реформа, коренным образом изменившая систему взимания косвенных налогов. Все акцизы объединились в налог с оборота (сюда же влились и некоторые прямые налоги) [9].
Крах советской системы означал необходимость воссоздать систему косвенных налогов заново. В начале 1992 г. появился закон «Об акцизах». Список акцизов включал, наряду с алкогольной продукцией, табачными изделиями и легковыми автомобилями, также шоколад, меховые изделия и одежду из натуральной кожи, автомобильные шины, изделия из хрусталя и фарфора, ковры, икру и рыбные деликатесы, ювелирные изделия. Вскоре появились акцизы на нефть и природный газ, просуществовавшие соответственно до 2002 г. и 2004 г. По состоянию на 2005 г. список подакцизных товаров включал: спирт и алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили и мощные мотоциклы, бензин, дизельное топливо и моторные масла. Современные акцизы играют меньшую роль, чем прямые налоги. В первые годы XXIв. их сборы обеспечивали 10-ю часть налоговых доходов, после отмены акцизов на нефть и природный газ доля сократилась до 3,6 % (в 2005 г.) [5].
Из анализа обусловленности акцизов проистекает характер присущих ем связей, которые составляют экономическую сущность данного налога. В противовес всем существующим налоговым формам, которые связаны со стоимостью товар и услуги, акцизы взаимодействуют не столько с потребительной стоимостью, сколько ее качеством. Как свойство блага стоимость и ее налоговая основа определяется при помощи полезности подакцизной продукции, а точнее ее вредностью, или степенью негативного воздействия. Поэтому акцизы, исходя из ценности, внутренних связей полезности, последствий от удовлетворения благ, формируют в себе их многогранность и обусловливают единство внутренних противоречий между ценностью и полезностью.
Общественная полезность товара реализуется в обмене при помощи стоимости. Акцизы как налоги на полезность (специфическую по своей природе) реализуют себя в данном качестве при помощи внутренней, постоянной, устойчивой, причинно-следственной связи с потребительной стоимостью благ. Как разновидность налога акцизы реализуют данную связь опосредовано через стоимость и ее форму – цену. Поэтому акциз – это всегда составная часть цены, определенная к ней надбавка, которую устанавливает власть в зависимости от общественных свойств потребительной стоимости.
В силу того, что подакцизные товары и услуги представляют собой определенные угрозы индивиду и обществу, государство сокращает, регулирует их потребление, используя специфический косвенный налог – акциз [11]. Следовательно, акциз – это целевой, социально сориентированный налог. Он специфичен в силу того, что стоимостной формой опосредует свою внутреннюю связь с полезностью и качеством блага, тогда как все другие налоги формируются по поводу стоимости созданного товара и получаемого при этом дохода.
Таким образом, экономическая природа акциза обусловлена полезностью, но полезностью специфической, которой обладают отдельные блага и услуги. Эта специфика отрицательно воздействует на физиологическое, психологическое состояние человека, на социальную среду обитания. Внутреннее содержание акциза не исключает выбор потребителя. Посредством спроса на социально значимые товары и при удовлетворении его потребностей происходит трансформация потребителя в плательщика акцизного налога.
Исходя из данной качественной характеристики акциза, его можно отнести и к социальному налогу как производной нефункционального потребительского выбора и к демократичному налогу в связи с тем, что налоговые обязательства определяются в зависимости от выбора потребителя, а не обязанностей, которые государство методом насилия в законодательной форме возлагает на налогоплательщика [11].
Таким образом, акцизы – старейшие налоги. Происхождение акциза связано с полезностью и качеством блага, удовлетворяющего особые потребности. Поэтому в разговорный оборот вошло понятие акцизов как налогов «на грехи», расплатой за которые и является форма налогообложения в виде акцизов, которая аккумулирует часть располагаемых доходов потребителей, сокращая тем самым спрос на товары, потребление которых приносит негативные последствия в экологическом, биологическом и социально-экономическом аспектах. Но при этом в процессе всего исторического пути развития фискальные задачи акцизов были определяющими. На Руси алкогольные напитки подвергались обложению акцизами еще в X-XI в. Акцизы в России стали обеспечивать около 70% всех доходов бюджеты к началу XX в. С 1896 г. начало функционировать специальное акцизное ведомство, которое осуществляло надзор за поступлением акцизов в казну. В Советскую эпоху налогообложение акцизами просуществовало до налоговой реформы 1930 г., и было возобновлено в России с 1992 г., с принятием Закона «Об акцизах», который с многочисленными дополнениями и изменениями действовал до 1 января 2001 г.
Литература:
1. Парыгина В. Г. Понятие, история и функции акцизного налогообложения // Современное право. – 2014. – № 5. – с. 34.
2. Майбуров И. Налоги и налогообложение: учебное пособие. М.:Юнити-Дана,2012.с. 275.
3. Багдасарян Л. Ю. Эволюция косвенного налогообложения в России Багдасарян // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: материалы международной научно-практической конференции. – Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2013. – Ч. 7. – с. 22.
4. Борцова Т. Веселие на Руси // Гарант. – Режим доступа: http://www.garant.ru/article/591542/.
5. Миллер Н. В. История налогообложения в России // Вестник Омского университета. – 2013. -№1. –с. 21
6. Налоги косвенные // Историческая энциклопедия Сибири.– Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/nalogi_kosvennye_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009/.
7. Иловайский С.И. Казенные монополии как способ обложения предметов потребления. Одесса, 1896. с. 52
8. Горюшкина Н. Е. Пьянство и борьба в ним в эпоху винного акциза (1863-1894 гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. - №143. – с. 47.
9. Яковлева Н. В. Акциз и фискальная монополия: история возникновения и перспективы применения. М.Компания «Спутник», 2004. – с. 75.
10. Карпович В. Е. Акцизы: за и против // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. - № 25. - с. 102.
11. Седова Н.В. Акцизное налогообложение в современной России // Финансы. – 2013. - №12. – с. 23.


 
Прочитано 6783 раз Последнее изменение Пятница, 14 января 2022 02:08
Александр
Александр
Последнее от Александр

Mobile menu