Налогообложение нефтяной отрасли России на современной этапе

Оцените материал
(4 голосов)

Аннотация: Данная статья описывает развитие налогообложения нефтяной промышленности России. Нефтяной сектор современного топливно-энергетического комплекса России до недавнего времени являлся одним из самых стабильно-действующих промышленных комплексов отечественной экономики. Ситуация изменилась с падением цен на нефть в конец 2014 г. В связи с чем налогообложение отрасли подверглось реформе. В статье дана информация о налоговых инвестициях в отрасль, о дальнейшем развитии налогообложения нефтяной отрасли.

Статья написана владельцем сайта Dipmall.ru.
Данная статья подготовлена в рамках оказания помощи по написанию статей для клиентов. Стоимость написания статьи зависит от темы, объема и требований и начинается от 1000 рублей. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.

Ключевые слова: нефтяная промышленность, добыча нефти, переработка нефти, экспорт нефти, НДПИ, налога на прибыль, таможенные пошлины, акцизы

Нефть

Оглавление

Введение 
1. Современное состояние нефтяной промышленности и ее роль в экономике России 
2. Налоговое стимулирование нефтяной деятельности 
3. Перспективы развития и совершенствование налогообложения добычи нефти в России 
Заключение 
Библиографический список 

Введение

На современном этапе развития отечественной экономики нефтяная отрасль играет системообразующую роль, обеспечивая стабильные поступления налогов в бюджетную систему, оказывает значительное мультипликативное воздействие на все сферы жизни в России. Важная нагрузка, как политическая, так и финансовая, лежит на всем российском нефтяном секторе.
Тематика развития нефтяной промышленности России сегодня особенно актуальна. Это связано с тем, что в Россия сложился сырьевой уклон хозяйства. Отечественная нефтяная промышленность тесно переплетена со всеми отраслями народного хозяйства, играет важную роль не только для экономики России, но и для политики страны. Спрос на нефтяные ресурсы зачастую превышает предложение на них как внутри страны, так и за ее пределами. Следовательно, в развитии нефтяного сектора России должны быть заинтересованы государство, экономические институты, предприятия, учреждения и организации России, а также ее граждане.
Нефтегазовые доходы (налоги и таможенные сборы) остаются основой формирования бюджета страны и в последующие периоды их роль, по ожиданиям многих экспертов, только возрастает. Принятый на 2015-2017 гг. федеральный бюджет демонстрирует неподготовленность российской экономики к длительным негативным тенденциям на мировом углеводородном рынке.
Актуальной на сегодняшний день для нефтяной промышленности является реформа налогообложения, предполагающая рост налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) и снижение налога на экспорт (таможенных пошлин). Первоначальный вариант реформы, подготовленный Министерством энергетики РФ и Министерством финансов РФ, вызвал сильную резонансную реакцию и опасения среди нефтяных корпораций, в частности ОАО НК «Роснефть». В данной связи был разработан улучшенный компромиссный вариант налогового маневра со смягчающими вводимыми мерами.
Все вышеназванное объясняет актуальность темы исследования, целью которого является оценка состояния налогового стимулирования нефтяного сектора. Данная цель достигнута при помощи решения следующих задач:
1) оценить современное состояние нефтяной промышленности и ее роль в экономике России;
2) провести анализ налогообложения нефтяной деятельности в России;
3) выявить перспективы развития и дать направления совершенствования налогообложения нефтяной отрасли России.
Предметом исследования являются инвестиции в нефтяную отрасль. Объект исследования – нефтяная промышленность России.
Структура работы включает в себя 3 раздела. В первом разделе анализируется современное положение в нефтяной отрасли. Во втором разделе анализируются системы налогообложения в нефтяном секторе. В третьей части оцениваются перспективы развития налогообложения нефтяной промышленности в условиях санкций, низких цен на нефть и кризиса в экономике. В заключении подводятся итоги работы, формулируются окончательные выводы по изучаемой теме.
Теоретической основой исследования являются научные труды ведущих зарубежных и отечественных ученых и специалистов, посвященных финансовому управлению инвестициями в нефтяной отрасли.
В ходе написания статьи были использованы различные способы исследования действительности и подготовки научного труда: группировка и сравнение результатов, анализ и синтез, индукция и дедукция. Нашли применение методы статистического и системного анализа.

1. Современное состояние нефтяной промышленности и ее роль в экономике России

В состав нефтяной промышленности РФ входят нефтедобывающие организации, нефтеперерабатывающие заводы и компании по транспортировке и реализации нефти и нефтепродуктов.
В табл. 1 представлена информация о нефтяном секторе России.
Таблица 1 - Основной показатели нефтяной промышленной России в 2010-2014 гг.

Показатель 2010 г 2011 г 2012 г 2013 г 2014 г
Добыча нефти, млн. т 505,2 511,4 518,1 522,9 526,8
Темп роста добычи, % - 101,23 101,31 100,93 100,75
Переработка нефти, млн. т 248,8 256,5 265,4 272,7 294
Темп роста переработки, % - 103,09 103,47 102,75 107,81
Экспорт нефти и нефтепродуктов, млн. т 247 242,1 239,7 235 229
Темп роста физического объема экспорта, % - 98,02 99,01 98,04 97,45
Цена нефти Urals, $/бар 78,3 109,1 110,3 107,7 97,6
Экспорт нефти и нефтепродуктов, $млдр 372,9 478,2 524,7 526,4 531,3
Темп роста экспорта в денежном выражении, % - 128,24 109,72 100,32 100,93

(составлено автором по данным http://minenergo.gov.ru/ [19])

В текущем году в России продолжился рост добычи нефти (табл. 1). В то же время темпы ее прироста остаются достаточно низкими, что вызвано, прежде всего, системными ухудшением условий добычи углеводородов. Большая часть эксплуатируемых месторождений нефти вступила в стадию снижающейся добычи, а новые месторождения нефти в большинстве случаев имеют худшие горно-геологические и географические параметры, для их разработки требуются повышенные капитальные, эксплуатационные и транспортные затраты.
Сохраняется тенденция увеличения экспорта нефтепродуктов при сокращении экспорта сырой нефти
Мировые цены на нефть на протяжении большей части текущего года находились на высоком уровне. В среднем за 9 месяцев 2014 г. цена отечественной нефти сорта Urals была в среднем ы размере 105,1 долл./барр. В последние месяцы 2014 г., однако, наблюдается тенденция к снижению мировых цен на нефть (рис. 1) [21].

Цена на Нефть марки Brent

Рис. 1. Цена на Нефть марки Brent

В 2014 г. произошло существенное ухудшение ценовой конъюнктуры на мировых рынках нефти и газа, которое связано с резким падением цен на углеводороды [8]. По словам И. Сечина «За последние 50 лет мы наблюдали несколько кризисов, связанных с нефтяным рынком, которые носили как экономический, так и политический характер. Однако во второй половине 2014 года произошло падение цен на нефть, которое по скорости формирования кризиса превосходит всё, что мы видели когда-либо раньше. Данный кризис позиционируется как фундаментальный нефтяной кризис, несмотря на то, что баланс спроса и предложения на нефть остаётся достаточно близким, в пределах десятилетнего коридора.
Сейчас нефтяной рынок стал разновидностью финансового. Соответственно, всё большее влияние на формирование цен оказывают не реальные хозяйственные взаимоотношения, а спекулятивные факторы, такие как движение капитала, ликвидность, популярность альтернативных инвестиционных активов» [18].
Наращивание добычи нефти требует активизации усилий в направлении утилизации попутного газа, конденсата и прочих углеводородов.
В табл. 2 представлена динамика и структура инвестиций в нефтяную промышленность России.
Таблица 2 - Динамика и структура инвестиций в нефтяную промышленность России в 2010-2014 гг., млрд. руб.

Сектор 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Разведка 19,3 21,6 19,4 19,2 18,3
Добыча нефти и газоконденсата 659,2 667,4 788,1 896,15 930,2
Нефтепереработка 199,3 221,1 230,3 261,62 290,4
Нефтехимия 21,6 21,8 22,4 22,7 23,2
Транспортировка нефти и нефтепродуктов 153,3 143,1 165,4 174,8 176,4
Суммарная оценка инвестиций 1052,7 1075 1225,6 1374,47 1438,5
Темп роста, % 102,12 114,01 112,15 104,66

(составлено автором по данным http://psbinvest.ru/ [12] и http://www.ra-national.ru/ [17])

Общий объем инвестиций в 2014 г. по предварительным данным составил 1438,5 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2013 г. на 4,66%. В добычу было вложено 930,2 млрд. рублей инвестиций, что выше показателя 2013 г. на 3,8%. Уровень инвестиций в нефтепереработку по итогам 2014 г. увеличился на 11,1% и оценивается в 290,4 млрд. руб.
На представленном ниже графике (рис. 2) [12] прослеживается, что ценовая конъюнктура 2014 г. не способствует столь агрессивному наращиванию инвестиций, как в 2013 г.

Динамика инвестиций ведущих компаний нефтегазового сектора

Рис. 2. Динамика инвестиций ведущих компаний нефтегазового сектора (2012-2014 гг.)

Таким образом, введенные в 2014-2015 гг. финансовые санкции потенциально имеют возможность ограничить развитие отечественного нефтегазового сектора. Тем не менее, негативный эффект воздействия санкций на нефтяной сектор в решающей степени определит продолжительность их применения.

2. Налоговое стимулирование нефтяной деятельности

Как было сказано выше, нефтегазовый сектор является фундаментальной основой бюджетной системы России: 50,2% доходов федерального бюджета и свыше 25% доходов консолидированного бюджета РФ [7].
В целом, налоговые доходы, связанных с обложением газа, нефти и нефтепродуктов, составляют примерно одну треть от общего объема налоговых изъятий в ВВП. С 2013 г. нефтегазовые доходы определяют не только объем доходов, но и предельную величину расходов федерального бюджета, которая рассчитывается по «базовой» цене Urals. С учетом прогнозной цены Urals определяются дополнительные нефтегазовые доходы [17].
Налоговые доходы от нефтегазового сектора разделяются на 3 потока:
1) увеличение Фонда национального благосостояния РФ (далее – ФНБ РФ) по достижении нормативного значения Резервного фонда;
2) пополнение средств Резервного фонда в целях достижения его нормативного значения в 7% прогнозного ВВП;
3) финансирования дефицита федерального бюджета.
В основу бюджета на 2014 г. была заложена базовая цена Urals $93 за баррель и прогнозное значение МЭР равное $104 (пересмотренное). По итогам 2014 г. фактическая средняя цена на нефть марки Urals сложилась в размере $97,6 за баррель (при этом цена в декабре - $61.07 (-44% к декабрю 2013 г.)), что несколько ниже прогнозов МЭР и негативно отразится на фактическом объеме нефтегазовых доходов [8].
По итогам года объем нефтегазовых доходов ожидается на уровне 7296,2 млрд руб. (10% ВВП) или 51,9% доходной части федерального бюджета, что демонстрирует продолжающийся рост зависимости бюджета от нефтегазовых доходов вопреки поставленной цели по снижению доли нефтегазовых доходов к 2017 г. до уровня 49,6%. Для сравнения, в 2009 г. доля нефтегазовых доходов составляла 40,7% [7].
В сентябре 2013 г. в России начал действовать так называемый «налоговый маневр» в нефтяном комплексе, значение которого заключается в росте базовой ставки НДПИ и одновременном снижении ставки экспортной таможенной пошлины на сырую нефть, а также ставок экспортной таможенной пошлины на нефтепродукты светлые (кроме бензинов). При добыче стабильной нефти без примесей солей, воды на период с 1.01 по 31.12.2014 г. включительно установлена ставка НДПИ в размере 493 руб., с 1.01 по 31.12.2015 г. включительно – 530 руб., с 1 января 2016 г. – 559 руб. за 1 т. добытой нефти. Кроме этого, указанная налоговая ставка корректируется на ряд коэффициентов [7].
Ставки экспортной таможенной пошлины на сырую нефть существенно снижены с уровня 2012 г. в 60% до 59% в 2014 г., 57% в 2015 г. и 55% в 2016 г. [2].
Следует отметить, что и до старта «налогового маневра» в последние года Правительство РФ уделяет значительное внимание вопросам совершенствования налогообложения нефтяного сектора. Например, для стимулирования разработки сложно извлекаемых запасов углеводородов 3 мая 2012 г. начало действовать распоряжение Правительства №700-р [5], которое предполагает градацию добычи по сложности, исходя из условий геологии скважин, с применением пониженных в зависимости от категории сложности ставок НДПИ и ставки экспортной пошлины для нефти «сверхвязкой». Задачей данных налоговых преференций является дополнительное вовлечение в активную разработку до 2,5 млрд т. запасов [15].
Кроме того, указанный нормативный акт содержит антикризисный потенциал – предусмотрена возможность использования дополнительно сниженных ставок НДПИ, экспортных таможенных пошлин и иных мер таможенно-тарифного и налогового стимулирования в случае значительных изменений на мировом рынке нефти, включая достижение мировой цены нефти марки «Юралс» уровня менее $60 США за баррель. При наступлении форс-мажорных обстоятельств Правительство РФ обязалось принять дополнительные меры поддержки.
12 апреля 2012 г. Правительство РФ приняло распоряжение Правительства №443-р [4] с целью стимулирования развития новых шельфовых проектов, которое предполагает градацию проектов по географическому расположению и сложности. В числе налоговых основных преференций – освобождение предприятий, добывающих нефть на новых морских месторождениях, от экспортной таможенной пошлины, применение в зависимости от категории сложности адвалорных ставок НДПИ. Конечной целью налоговых преференций является старт активной геологоразведки в районе с прогнозными ресурсами нефти в 100 млрд. т. условного топлива [11].
Согласно Проекту Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 г. и плановый период 2016–2017 гг., будет продолжена работа по реализации налогового маневра. При этом дальнейшие шаги будут определяться с учетом достигнутых договоренностей между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан по принципам функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов в рамках Единого экономического пространства [6].
В части акцизного обложения предполагается, что ставки акцизов на моторное топливо будут определяться с учетом комплекса факторов, в том числе прогнозируемого уровня инфляции, недопущения значительного роста цен, принятых соответствующими нормативными правовыми актами ограничений сроков производства и обращения моторных топлив 3 и 4 классов и необходимости формирования доходов дорожных фондов. С учетом предусмотренного техническим регламентом перехода с 2016 г. на производство автомобильного бензина и дизельного топлива не ниже 5 класса на 2017 г. предлагается установить единую ставку акциза на автомобильный бензин, не соответствующий 5 классу, в размере 13 332 руб. за 1 т, на автомобильный бензин 5 класса – 10 858 руб., на дизельное топливо, не соответствующее 5 классу – 7735 руб., на дизельное топливо 5 класса – 5970 руб. за 1 т. На прямогонный бензин на 2017 г. предполагается установить ставку акциза с учетом планируемого уровня инфляции на уровне, превышающем максимальную ставку акциза на автомобильный бензин, в размере 15 325 руб. за 1 т. [16].
В правительстве в настоящее время обсуждаются изменения параметров проводимого налогового маневра в нефтяном комплексе. Это связано с тем, что с 1.01.2015 г. Россия, в соответствие достигнутым ранее договоренностям, утрачивает возможность устанавливать какие-либо квоты или компенсации для других стран-участниц Таможенного союза.
Таким образом, действующая налоговая система, основанная на «оборотных налогах» (экспортная пошлина и НДПИ), предусматривает высокий уровень удельной налоговой нагрузки в нефтегазовой отрасли, ориентирована на изъятие денежного потока из отрасли и не стимулирует расширенное воспроизводство и внедрение современных технологий.

3. Перспективы развития и совершенствование налогообложения добычи нефти в России

Совокупная налоговая нагрузка на нефтегазовые предприятия существенно превышает аналогичный уровень организаций других отраслей экономики России. Это связано с действующей налоговой политикой властей. Повышенную налоговую нагрузку на нефтедобывающие предприятия следует рассматривать как стремление властей изъять природную ренту, которая возникает предприятий-недропользователя при добыче нефти и другого аналогичного сырья. Отечественной экономике необходимо придание импульса технологическому развитию с помощью рентных доходов и уходу ее от узконаправленной топливно-сырьевой специализации в международном разделении труда.
На протяжении долгого времени в сфере налогообложения важнейшей экономической отрасли страны назревала необходимость изменений. Среди основных предпосылок введения новой налоговой системы – задачи правительства РФ по диверсификации экономики и поддержке освоения месторождений с вязкой и сверхвязкой нефтью. Действующее на данный момент законодательство не способствует реализации этих задач из-за высокой фискальной нагрузки, делающей разработку сложных месторождений нерентабельной [13].
Также существует проблема динамики доли трудноизвлекаемых запасов, проблемы уменьшения дебитов скважин и прочего. Однако необходимо думать о том, как повлияют эти новые налоги на освоение огромных, часто пустующих, северных и восточных территорий [10].
Введение новой системы налогообложения приведет к разрыву бюджета страны в связи с тем, что сниженные пошлины начнут поступать на месяц раньше, чем повышенный НДПИ. По оценкам Министерства финансов, федеральный бюджет потеряет порядка 200 млрд. рублей. Компенсацию предполагается провести за счет поступлений в резервный фонд, которые в 2015 году должны составить 430 млрд. рублей [13].
Правительство России рассматривает вопрос о введении налога на финансовый результат (НФР) и налога на добавленный доход (НДД) для нефтяных компаний. Налог будет действовать для разных месторождений — как для старых, так и для новых. Налог будет вводиться в пилотном режиме, утверждают представители власти. Законопроект, который предусматривает введение такого налога, в правительстве планируют подготовить до конца 2015 года. В кабинете министров рассчитывают, что он начнет действовать уже с 1 января 2016 года [15].
Это новшество может стать серьезным стимулом для развития российской нефтяной отрасли. Сейчас налоги на добычу полезных ископаемых взимаются с каждой тонны нефти или газа вне зависимости от того, прибыльно это или нет. Нефтяные проекты могут дойти до уровня окупаемости первичных инвестиций через 5-7, 10 или даже 12 лет. В это время наблюдается отрицательный поток наличности, а с него еще нужно платить налоги, что отодвигает период окупаемости намного дальше. Это не позволяет компаниям внедрять инновационные методы, заниматься разведкой. Налоги следует взимать, когда компания выйдет на окупаемость проекта [14].
Система налогообложения добычи нефти в РФ может функционировать на следующих инструментах.
1. НДПИ. Необходимо, что НДПИ вернули характер роялти, т. е. платежа за пользование ресурсом собственнику данного ресурса. По своей экономической сущности он представляет собой не налог, а сбор, так как ему присущ выраженный возмездный характер. Следует отказаться от привязки к мировой стоимости на нефть, как это практикуется в настоящее время.
2. Налог на прибыль. Следует рассмотреть возможность введения в налоговое законодательство РФ налоговых льгот в виде скидок на истощение недр. В развитых странах данный механизм активно применяется с целью поддержки рентабельности деятельности и снижения налогообложения прибыли отдельных секторов нефтедобывающей отрасли.
3. Экспортная пошлина. Следует увеличить зафиксированную п. 4 ст. 3.1 Закона РФ «О таможенном тарифе» [2] верхнюю границу интервала мировых цен нефти в формуле, добавив следующие изменения: интервалы цены от 180 до 285 долл./т, от 285 до 460 долл./т, от 460 до 650 долл./т и свыше 650 долл./т. Данные изменения позволят действующему механизму эффективнее функционировать при разработке прогноза уровня мировых цен на нефть на среднесрочную перспективу – около 50 долл./ барр. (345 долл./т), а также сохранить возможность использования роста доли таможенной пошлины при увеличении экспортной цены.
4. Платежи, установленные законом «О недрах» [3] – ренталс. Автор полагает, что данная система платежей должна быть дополнена сбором на право добычи природного ресурса, учитывая технико-экономические и горно-геологические критерии разработки месторождения. Или другой вариант: следует существенно увеличить рентные доходы через механизм выдачи лицензий на право добывать полезные ископаемые.
Таким образом, реализация предложенных мер, направленных на рост эффективности и гибкости налоговой системы, даст возможность не только предотвратить стагнационные тенденции нефтяного комплекса, но и придать устойчивую динамику его развитию, повысить инновационную и инвестиционную привлекательность, ускорить применение новых технологий и, в конечном итоге, оказать существенное положительное воздействие на налоговые доходы бюджета, и направить их на развитие несырьевых отраслей экономике России.

Заключение

В настоящее время нефтегазовые предприятия при реализации стратегии развития встречают множество препятствий: ограниченные возможности привлечения финансирования, нестабильность и несовершенство налоговой системы и трудности доступа к современным передовым технологиям добычи и переработки углеводородного сырья. Данные проблемы в значительной степени связаны с введенными в 2014-2015 гг. санкциями против крупнейших участников нефтяного рынка и их ТОП-менеджеров.
«Санкционный» список США на сегодняшний день включает нефтегазовые корпорации НОВАТЭК и НК «Роснефть», а также Внешэкономбанк и Газпромбанк. Новые санкции против энергетического и финансового секторов экономики запрещают на выдачу заемных средств со сроком возврата более 90 дней вышеупомянутым российским организациям, а также приобретение их ценных бумаг. Кроме этого, санкции США запрещают экспорт высокотехнологичной продукции для российской энергетической промышленности.
Еще одним немаловажным фактором, влияющим на инвестиционный ландшафт в 2014 г. станет «налоговый маневр». С 1 января 2014 г. НДПИ был повышен, что должно негативно отразиться на добывающем сегменте, который тянет на себе и без того тяжелое налоговое бремя. Частичной компенсацией должно было послужить введенное с 1 февраля этого года снижение экспортных пошлин на нефть и дизтопливо, однако для компаний, у который переработка не обеспечена собственным сырьем это служит лишь дополнительным негативным фактором, так как снижает маржу переработки. Среди таких компаний можно выделить Башнефть, но в целом для крупных вертикально интегрированных компаний нововведения пока не должны принести крупных потерь.
Действующая налоговая система, основанная на «оборотных налогах» (экспортная пошлина и НДПИ), предусматривает высокий уровень удельной налоговой нагрузки в нефтегазовой отрасли, ориентирована на изъятие денежного потока из отрасли и не стимулирует расширенное воспроизводство и внедрение современных технологий.
Минэнерго РФ в рамках дискуссируемого «налогового маневра» в нефтяном комплексе предлагает две конструкции дополнительного налогообложения – налог на финансовый результат и налог на добавленный доход. В первом случае налогооблагаемая база будет определяться как денежный поток от добытой нефти, во втором – операционная прибыль от реализации добытой нефти с возможностью снижения на размер капитальных вложение в разработку и добычу. Авторы данной идеи полагают, что НФР после его тестирования на пилотных проектах будет применим всей отрасли, НДД – лишь для отдельных новых месторождений. Оба варианта нового налога предполагают установление фиксированной ставки 60% (при этом НДПИ обнулится, а экспортная нефтяная пошлина составит 30% с 2017 года).

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ (Часть 2) от 05.08.2000 №117-Ф3 (ред. от 26.12.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 «О таможенном тарифе» (ред. от 24.11.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (ред. от 31.12.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Распоряжение Правительства РФ от 12.04.2012 №443-р «Об основных мерах по укреплению стратегических позиций России в мировой энергетической отрасли на период до 1 января 2016 года» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Распоряжение Правительства РФ от 03.05.2012 №700-р «О классификации проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти, определенных на основе показателей проницаемости коллекторов и вязкости нефти» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (одобрены Правительством РФ 01.07.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
7. Аналитический бюллетень «Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы» [Электронный ресурс] // Группа РИА «Новости». – Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/oil13.pdf (дата обращения: 24.02.2015).
8. Аналитический центр при Правительстве России «ТЭК РОССИИ 2013» [Электронный ресурс] // СЕРВЕР ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ. – Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/2813.pdf (дата обращения: 24.02.2015).
9. Бобылев Ю. Тенденции развития нефтегазового сектора [Электронный ресурс] // Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара. – Режим доступа: http://www.iep.ru/files/RePEc/gai/ruserr/258Bobylev.pdf (дата обращения: 24.02.2015).
10. Депутат И.Грачев: Налоговый маневр сводит на нет главное естественное преимущество нашей страны [Электронный ресурс] // ИАП «Нефть России». – Режим доступа: http://www.oilru.com/news/413616 (дата обращения: 04.03.2015).
11. Загребельная А. В. Перспективы развития нефтяной промышленности России [Электронный ресурс] // Публикация научных статей бесплатно. – Электронный периодический научный журнал SCI-ARTICLE.RU. – Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1394449520 (дата обращения: 24.02.2015).
12. Инвестиции нефтегазового сектора 2014: за свой счет или чужой? [Электронный ресурс] // Долговые и денежные рынки | Специальный обзор. – Режим доступа: http://psbinvest.ru/upload/iblock/7af/7afab8b3af229aaf897cfc4bd36f9911.pdf (дата обращения: 24.02.2015).
13. К чему приведет «налоговый маневр» в нефтяной отрасли? [Электронный ресурс] // Деловая Россия. – Режим доступа: http://www.delruss.ru/gallery/publication/publication/55/publication.pdf/ (дата обращения: 04.03.2015).
14. Никаноров С. Полигон для независимых [Электронный ресурс] // Независимая газета. – Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2015-03-25/4_poligon.html/ (дата обращения: 04.03.2015).
15. Новый налог для нефтяных компаний: профит для отрасли, потеря для Минфина [Электронный ресурс] // Агентство Бизнес Новостей. – Режим доступа: http://abnews.ru/2015/02/20/novyj-nalog-oblegchit-neftyanikam-zhizn-no-oslozhnit-minfinu/ (дата обращения: 04.03.2015).
16. Панкратов В.В. Налоговый маневр в российской нефтяной отрасли [Электронный ресурс] // XIV международная конференция молодых ученых по региональной экономике. – Режим доступа: http://konfec.ru/UploadedMaterials/145cfcfa-9142-462f-9b1c-61f95d3ed6eb.doc/ (дата обращения: 04.03.2015).
17. Развитие нефтегазового комплекса в России за 2014 год (по состоянию на 02.02.2015 г.) [Электронный ресурс] // Национальное Рейтинговое Агентство. – Режим доступа: http://www.ra-national.ru/uploads/rus/files/analytic/file_review/27.pdf (дата обращения: 24.02.2015).
18. Рынки нефти и их трансформация [Электронный ресурс] // Россия навсегда. – Режим доступа: http://rossiyanavsegda.ru/read/2676/ (дата обращения: 24.02.2015).
19. Статистика нефтяного комплекса [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации. – Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/activity/oil/ (дата обращения: 24.02.2015).
20. Субботин М. Почему бегут капиталы // Нефть России. – 2014. - №7-8. – С. 20-23.
21. Цена на нефть Brent [Электронный ресурс] // Аналитический портал Investing.com. – Режим доступа: http://ru.investing.com/commodities/brent-oil (дата обращения: 24.02.2015).


Прочитано 9000 раз Последнее изменение Пятница, 14 января 2022 02:10
Александр
Александр
Последнее от Александр

Mobile menu