Суббота, 01 октября 2016 08:55

Акцизы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления его совершенствования

Оцените материал
(6 голосов)

Дипломная работа на тему «Акцизы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления его совершенствования».
Дипломная работа состоит из 78 страниц (76 страницы без учета приложений), 5 рисунков, 5 таблиц, 49 источников, 2 приложений.
Защита - июль 2015 г.
ВНИМАНИЕ!!! В данной статье представлена защитная речь.

Структура работы

Введение          3
1 Теоретические основы акцизного налогообложения          5
1.1 История акцизного налогообложения в Российской Федерации               5
1.2 Действующий механизм исчисления и уплаты акцизов в Российской Федерации           14
1.3 Акцизное налогообложение в зарубежных странах         21
2 Анализ механизма исчисления и уплаты акцизов в Российской Федерации 30
2.1 Анализ динамики и состава поступлений акцизов в бюджет Российской Федерации    30
2.2 Анализ основных проблем акцизного налогообложения в Российской Федерации на современном этапе    38
2.3 Оценка налогового администрирования в области акцизного налогообложения в Российской Федерации     44
3 Направления совершенствования акцизного налогообложения в Российской Федерации            54
3.1 Тенденции развития акцизного налогообложения в Российской Федерации       54
3.2 Предложения по совершенствованию акцизного налогообложения в Российской Федерации              60
Заключение     70
Список использованных источников  72
Приложение 1                77
Приложение 2                78

Доклад

Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной комиссии!
Разрешите представить вашему вниманию результаты дипломной работы, выполненной на тему: «Акцизы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления его совершенствования».
Разумное применение акцизного налогообложения может положительно влиять на процессы ценообразования и на структуру товарного потребления. С другой стороны, главенствующей проблемой в области акцизного налогообложения является достижение оптимальных величин собираемости налогов. К факторам, отрицательно влияющим на собираемость акцизов относятся: кризисные явления в экономике, спад производства подакцизных товаров, сложное финансово-экономическое положение товаропроизводителей, рост неплатежей и уклонение от уплаты налогов, предоставление большого количества отсрочек, льгот и так далее. Таким образом, акцизное налогообложение в современных условиях имеет приоритетное значение, как в экономике, так и в социальной сфере. Акцизное налогообложение в России связано с определенными сложностями, для устранения которых властями разрабатываются и проводятся определенные меры.
(слайд 2) Целью дипломной работы является изучение особенностей акцизного налогообложения в России.

Исходя из поставленной цели работы были поставлены задачи:
1) изучить историю развития акцизов в России;
2) дать характеристику акцизов в РФ, порядок их расчета и уплаты;
3) изучить зарубежный опыт акцизного налогообложения;
4) провести анализ динамики и состава поступлений акцизов в бюджет РФ;
5) проанализировать основные проблемы акцизного налогообложения РФ на современном этапе;
6) дать оценку налогового администрирования в области акцизного налогообложения;
7) выявить тенденции развития акцизного налогообложения в РФ;
8) разработать предложения по совершенствованию акцизного налогообложения в РФ.

Предметом исследования являются отношения между государством и налогоплательщиками при налогообложении акцизами. Объект исследования – акцизы как часть системы налогообложения в Российской Федерации.

Проведенный анализ акцизного налогообложения показал следующее.

(слайд 3) В современных условиях акцизные платежи занимают значительную долю в структуре консолидированного бюджета РФ, что подчеркивает их безусловную значимость для экономической и социальной жизни страны.

Наибольший удельный вес в структуре поступлений по акцизам принадлежит продукции нефтехимии – 36,5-45,9% в 2010-2014 гг. В самой структуре нефтехимической продукции ведущее место по поступлениям акцизов занимает бензин автомобильный – 23-28%, причем наблюдается снижение доли за период. Поступления акцизов по дизельному топливу также значительны для бюджета – 8-18%, причем наблюдается увеличение доли за период.

Удельный вес поступлений от алкогольной продукции в 2010-2014 гг. колеблется от 29,6-37%. В самой структуре поступлений акцизов от алкогольной продукции наибольший удельный вес принадлежит поступлению акцизов от пива и напитков на основе пива (13,2-18,6%, снижение доли) и крепкого алкоголя (12-15%, доля относительно стабильна).

Доля поступлений акцизов по табачной продукции составляет 23-31%. По этой группе подакцизных товаров зафиксирован рост доли акцизных поступлений. В 2014 г. наблюдается ее максимальный пик – 31,08% всех акцизных поступлений.

Доля поступлений акцизов от легковых автомобилей и мотоциклов составляет 1,1-1,7%, происходит стабильное увеличение доли, максимальный пик поступлений наблюдается в 2014 г. (1,67%).

Наименьшую долю составляют так называемые акцизы от ввозимой продукции из Белоруссии и Казахстана в рамках Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В 2010 г. зафиксирована доля размером в 0,04%, но ее стабильное увеличение привело к росту за период на 1,09 проц. пункта до 1,13% в 2014 г. В дальнейшем по мере развития интеграции данные платежи в бюджет будут увеличиваться.

(слайд 4) За период 2010-2014 гг. абсолютный прирост поступлений акцизов в консолидированный бюджет РФ составил 568889,95  млн. рублей, относительный – 128,84%, то есть более чем в 2 раза за последние 5 лет. Из них за последний год прирост составил 51454,27 млн. рублей или 5,37%. Рост связан с увеличением объемов производства и реализации подакцизной продукции, в то числе продукции нефтехимии, увеличения акцизов по табачной и алкогольной продукции. Наибольший абсолютный прирост поступлений акцизов за 5 лет составило увеличение поступлений акцизов от табачной продукции (на 207667,93 млн. рублей), продукции нефтехимии (202149,34 млн. рублей) и алкогольной продукции (136015,99 млн. рублей).

(слайд 5) В настоящее время в области акцизного налогообложения наблюдаются следующие проблемы:
- уход от акцизного налогообложения вследствие негативных явлений в экономике;
- сложность механизма исчисления акцизов, определения налоговых ставок и расчета налоговых баз, что приводит к увеличения контрольной работы налоговых органов;
- запутанный порядок формирования налоговых деклараций по акцизам, что также приводит к необходимости усиления контроля со стороны фискальных органов;
- постоянные нововведения в Налоговый кодекс РФ, что ведет к еще больше путанице в расчете и уплате акцизов, активизации мошеннических схем ухода от уплаты налогов;
- высокие ставки акцизов, которые заставляют предпринимателей переводить объекты налогообложения в теневой сектор экономики, скрывая значительную часть налогооблагаемых баз;
- проблемы идентификации подакцизной продукции;
- отсутствие дифференцированного подхода к определению ставок акцизов.

Анализ акцизного администрирования выявил следующее.

(слайд 6) Общие налоговые доходы в 2014 г. исполнены на 101,4%, недовыполнение по акцизам составило 10%, по акцизам по внешнеторговым операциям – 18%. В итоге на практике повышение ставок акциза приводило к прямо противоположному эффекту: поступления в бюджет снижались вследствие спада легального производства, кроме того, резко ухудшалась качественная структура потребляемых населением алкогольных напитков, что имело, безусловно, отрицательный социальный результат.

(слайд 7) В ФНС России предпринимаются недостаточные меры (в области межведомственного взаимодействия и контролю соблюдения законодательства о налогах и сборах) по совершенствованию администрирования акцизов на спирт этиловый и алкогольную продукцию, что приводит к росту задолженности по этим налогам перед бюджетной системой.

Можно сделать вывод, что существующая система акцизного налогообложения не является столь эффективной, хотя и алкогольный рынок сегодня подвергается наибольшему администрированию. Об этом свидетельствует эффективная ставка акциза, которая в два раза ниже официальной, что свидетельствует о необоснованном завышении все последние годы действующих ставок.

(слайд 8) Основными проблемами администрирования акцизов являются уход значительной части налогооблагаемой акцизами базы в теневой оборот,  высокие акцизные ставки, сложности идентификации подакцизной продукции, отсутствие дифференциального подхода к установление акцизных ставок, рост задолженности по акцизам, сложность механизма исчисления и уплаты налога, заполнения отчетности, постоянные нововведения в главу 22 НК РФ, некомпетентность сотрудников ФНС.

Для выявленных в результате проведенного анализа проблем необходима гармонизация акцизного налогообложения в рамках Евразийского экономического союза, повышение профессионального уровня кадрового состава налоговых органов, оптимизация акцизного налогообложения путем внесения изменение в законодательство о налогах и сборах, а также снижение теневых оборотов подакцизных товаров путем равномерной индексации ставок и борьбой с нелегальными рынками подакцизной продукции.

Гармонизация акцизного налогообложения, затрагивая торгово-экономические отношения, выступает эффективным способом формирования единого экономического пространства. Гармонизация ставок акцизов стран-членов ЕАЭС приведет к развитию торговых отношений между странами-участницами. Повышение ставок акцизов в Армении, Белоруссии и Казахстане позволит сократить объемы нелегальной, более дешевой алкогольной и табачной продукции, которая поступает в Россию из пограничных регионов, а приостановление роста ставок акцизов в России, в свою очередь, позволит ускорить процесс гармонизации.

Нами могут быть даны следующие рекомендации в рамках направления совершенствования акцизного законодательства:

  1. Исключение из НК ст. 189 «Увеличение налоговой базы при реализации подакцизных товаров». Авансы должны быть определены как налоговая база, а не как ее прибавочная часть (по аналогии с НДС). Финансовая помощь вообще никак не квалифицирована в НК РФ и может быть истолкована налоговыми органами в их пользу. Проценты в виде дисконтов и по товарным кредитам уже подлежат обложению налогом на прибыль, поэтому для целей исчисления акцизами не должны быть включены в налогооблагаемую базу.
  2. Учитывая различные виды налоговых ставок, порядки определения налогооблагаемых баз, специфику подакцизной продукции следует привести структуру 22 НК РФ в более упорядоченный вид. Для этого рекомендуется главу 22 разбить на подглавы в соответствии с подакцизной продукцией (например, «22.1. Акцизы на этиловый спирт», 22.2. Акцизы на спиртосодержащую продукцию») и по каждой подакцизной продукции четко прописать элементы налогообложения. Таким образом, у налогоплательщиков, уплачивающих, например, только акцизы по автомобилям, не будет необходимости вникать во все подробности запутанной главы 22 НК РФ. Но идеальным вариантом является выделение акцизного налогообложения в отдельное законодательство (по примеру ЕС).
  3. Разработать регистры налогового учета для расчета налогооблагаемых баз по каждой подакцизной продукции (по аналогии с книгой покупок и книгой продаж). Разработать для налогоплательщиков четкие инструкции по заполнению регистров налогового учета, применения налоговых ставок, расчета налогооблагаемых баз и заполнению отчетности. Как отмечают сами налогоплательщики, проблема расчета акциза и составления отчетности по ним вызывают наибольшие сложности учета подакцизной продукции.

В рамках направления совершенствования акцизного налогообложения нами предложены следующие мероприятия:

  1. Передача от Минфина России ФНС России функции по утверждению порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с подакцизной продукцией, порядка проставления отметок на реестрах счетов-фактур, представленных в налоговые органы указанными лицами, формы и порядка представления в налоговые органы уведомления о максимальных розничных ценах на табачную продукцию.
  2. Исходя из экономической природы акциза, требует изменения и пропорции распределения акцизных налоговых доходов между различными уровнями бюджетной системы. Основная их часть должна входить в налоговые доходы местных бюджетов, поскольку расходы по устранению последствий от потребления подакцизных товаров и услуг несут, прежде всего, бюджеты поселений, районов и муниципалитетов. Таким образом, власти на местах будут вовлечены в администрирование налоговых доходах по акцизам. Зачастую именно местным властям известно, что творится на их территориях.
  3. Заимствование зарубежного опыта администрирования акцизов. В странах ЕС администрирование акцизов регулируется единым законодательством. Среди стран ТС наиболее эффективный механизм регулирования акцизного налогообложения применяется в Казахстане. Он включает в себя акцизные посты, различные виды проверок, специальный учет налогоплательщиков. В Белоруссии к особенности администрирования акцизов можно отнести лишь применение сопроводительных документов установленного образца. Однако в Белоруссии широко развиты неналоговые меры государственного регулирования алкогольной отрасли. В целом в качестве положительного опыта для России можно учесть практику Казахстана в области законодательного регулирования акцизов, а также практику Белоруссии в отношении неналоговых мер регулирования алкогольной отрасли.

Доклад окончен, спасибо за внимание.


Данную работу Вы можете использовать в качестве образца при подготовке собственного исследования. Чтобы приобрести (купить) работу, свяжитесь с автором по адресу электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Другие доступные способы связи указаны в разделе Контакты.

Прочитано 2291 раз Последнее изменение Суббота, 01 октября 2016 10:41
Александр Зачетный
Александр Зачетный
Правый баннер