Оценка уровня жизни пожилого человека в современной России

Оцените материал
(6 голосов)

В статье рассмотрены основные аспекты жизни пожилых людей в России в контексте пенсионного, медицинского и социального обеспечения.

Статья написана владельцем сайта Dipmall.ru.
Данная статья подготовлена в рамках оказания помощи по написанию статей для клиентов. Стоимость написания статьи зависит от темы, объема и требований и начинается от 1000 рублей. Все доступные способы связи с автором указаны в разделе Контакты.

Пожилой человекПожилые люди сегодня – это та категория населения, которая требует усиленного внимания со стороны как родственников (если они есть у пожилых людей), так и в целом общества и государства. В последние годы «пожилые люди стали отдельной демографической, социальной и медико- биологической категорией, требующей специального подхода к решению своих проблем» [1].
Актуальность проблемы социального положения пожилых людей обусловлена постоянным ростом инфляции и ростом цен не только на продукты питания и товары первой необходимости, но и на медикаменты, так необходимые практически каждому человеку пожилого возраста; маленьким размером пенсионных выплат, не способных обеспечить даже минимально приемлемый образ жизни пожилого человека; создание и стремительное развитие частного сектора в медицине, рост числа коммерческих медицинских центров, пользоваться услугами которых пожилые люди, как правило, не в состоянии ввиду высокой платы за медицинские услуги; снижение качества предоставления медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения за счет их недостаточного финансирования; дефицит врачей узкой специализации в небольших городах и сельских районах, а отсюда большие очереди в поликлиниках, в которых пожилым людям зачастую приходится просиживать или даже простаивать часами, и т.д.
Со второй половины 1990-х годов в России проводится работа, направленная на повышение уровня и качества жизни пожилого населения. Однако исследования показывают, что эта работа не носит системного, комплексного и систематического характера.
Одним из существенных недостатков в формировании и реализации государственной политики в отношении пожилых людей является преимущественная ориентация не на стимулирование развития и использования собственного потенциала лиц старших возрастов, а на их социальную защиту посредством различных механизмов, в том числе путем организации социального обслуживания [2].
В условиях старения населения и прогнозируемого роста численности лиц старше трудоспособного возраста, их удельного веса в населении страны, увеличения демографической нагрузки и гендерных диспропорций сохранение сложившихся подходов и стереотипов по отношению к пожилому населению сопряжено с серьезными политическими, финансовыми и социальными рисками [3].
Данные Росстата свидетельствуют об устойчивом росте численности пожилого населения (население в возрасте старше трудоспособного) в Российской Федерации в 2010-2015 годах, опережающем рост всего населения страны: если общая численность жителей России за этот период увеличилась на 2,5%, то пожилого населения – на 10,5% (табл. 1).

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 Темп роста, %
Численность пожилых людей (тыс. чел) 31 809 32 433 33 100 33 788 35 163 110,54
Удельный вес пожилого населения в общей численности населения (%) 22,3 22,7 23,1 23,5 24,0 107,62
Численность пожилого населения на 1000 населения в трудоспособном возрасте (чел.) 362,1 372,6 384,3 396,7 411,7 113,70

Источник: Росстат [4]

Как результат, в структуре населения страны устойчиво повышается удельный вес лиц в возрасте старше трудоспособного. Одновременно с этим растет демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста: если в 2010 году на 1 000 человек трудоспособного возраста приходилось 366,2 человека старше трудоспособного возраста, то в 2015 году – 411,7 человека.
Рост численности пожилых людей обеспечивается за счет снижения смертности и увеличения продолжительности жизни лиц, относящихся к данной возрастной группе.
Важным условием достижения, сохранения и повышения независимости, самостоятельности и социальной активности пожилых людей является наличие у них доходов, обеспечивающих возможность удовлетворения жизненных потребностей и развития. В настоящее время доходы пожилого населения в России формируются за счет различных источников, главным из которых являются пенсии. Доля пенсий в денежных доходах домохозяйств, состоящих из пенсионеров, превышает 60% (рис. 1).

 

Рис. 1. Уровень и структура денежных доходов и расходов домохозяйств, состоящих только из пенсионеров, в 2015 году (в %)

Значимость пенсий в доходах пожилого населения предопределяется состоянием пенсионной системы в РФ, для которого характерен рост в 2010-2015 годах числа получателей пенсий, увеличение среднего размера назначенных пенсий, достаточно устойчивый рост коэффициента замещения размера пенсии утраченного заработка, превышение среднего размера назначенных пенсий относительно величины прожиточного минимума пенсионера, рост покупательной способности пенсий (таблица 2).
Таблица 2 – Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации в 2011-2015 гг.

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015
Численность пенсионеров
всего, тыс. человек 39090 40162 40573 41019 41456
темп роста, %  - 102,7 101,0 101,1 101,1
Средний размер назначенных пенсий
все пенсионеры, руб. 6177,4 8272,7 9153,6 10029,7 10888,7
темп роста, % 133,9 110,6 109,6 108,6
Реальный размер назначенных пенсий
Все пенсионеры, руб. 5800,6 7728,4 8563,2 8890,3 9483,0
темп роста, % 133,2 110,8 103,8 106,7
Соотношение среднего размера назначенных пенсий (%):
с величиной прожиточного минимума пенсионера 165,4 163 176,5 165,4 163
со средним размером начисленной заработной платы 35,7 35,1 33,9 33,3 33,2

Источник: рассчитано автором по сведениям Росстата [4]

Динамика среднего размера пенсий в 2011-2014 гг. в целом совпадала с изменениями индекса потребительских цен – показателя, используемого Росстатом для характеристики инфляции, на который оказывает в известной мере влияние макроэкономическая ситуация в стране. В 2015 г. Правительство не индексировало пенсии в связи с нехваткой средств в бюджете.
Ощущение на протяжении современной истории России зависимости уровня собственных доходов от бюджетных возможностей государства и стремление сократить ее явилось фактором, стимулирующим пожилое население к поиску альтернативных, отличных от пенсий, источников доходов.
Исследование, проведенное Аналитическим центом при Правительстве РФ, выделяет причины, по которым пенсионеры продолжают работать :
- недостаток денежных средств на текущее потребление – 74,0%;
- возможность общения с людьми – 26,9%;
- желание сделать сбережения на будущее – 24,6%;
- стремление к финансовой самостоятельности (независимости) – 23,0%;
- интерес к работе – 22,1%;
- привычка – 19,9%;
- некому передать дело – 0,8%;
- другое – 2,0% [5].
Вместе с тем, видна значимость социальной мотивации трудовой деятельности пожилых людей, их стремление к активной жизни после наступления пенсионного возраста [2]. Поддержка и развитие социальной мотивации трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста представляется важной с учетом старения населения страны – в интересах как самих лиц старшего возраста, так и общества в целом.
Пожилые люди нуждаются в эффективном медицинском и социальном обслуживании.
Проблема здоровья пожилых людей является одной из самых важных, ведь она особенно их беспокоит. Качество жизни пожилых людей резко снижается из-за высокого уровня заболеваемости. В пожилом возрасте уровень заболеваемости увеличивается в 2 раза по сравнению с молодым возрастом, а в старческом возрасте – в шесть раз [6].
Пожилые граждане недовольны оказанием медицинской и социальной помощи, санаторно-курортным лечением и обеспечением лекарственными средствами. При этом в каждом регионе отмечаются свои особенности. Например, в Республике Чувашия в качестве неблагоприятного фактора отмечают наличие очередей: ожидание планового стационарного лечения составляет 1,5-2 месяца, диагностического обследования – 2-3 месяца, приема к участковому врачу - 2-3 дня. В Краснодарском крае большинство граждан пожилого возраста жалуются на невнимательность и грубость участковых терапевтов и младшего медицинского персонала, а также на недостаточное количество, особенно в сельской местности, квалифицированных врачей узкой специализации (кардиологов, хирургов, нефрологов, эндокринологов и др.). В Вологодской области, согласно результатам мониторинга, в большинстве больниц поликлинический прием вместо врачей ведут фельдшеры. В Республике Коми отсутствуют специализированные геронтологические центры для пожилых людей [7].
На основах действующих законов в РФ сформирована система управлений и сеть учреждений, предоставляемых социальные услуги населению. В настоящее время более 10 млн. пожилых людей в России нуждаются в социальном обслуживании.
По данным, опубликованным на сайте Минтруда и соцзащиты РФ на 2015 год, насчитывается 4192 государственных учреждения, предоставляющих социальное обслуживание пожилым гражданам и инвалидам:
1) 1406 стационаров для граждан пожилого возраста и инвалидов, из них 30 геронтологических центров;
2) 42 социально-оздоровительных центра;
3) 2201 центр социального обслуживания, где функционируют 11231 отделение социального обслуживания на дому;
4) 1436 отделений социально-медицинского обслуживания на дому;
5) 1976 отделений срочного социального обслуживания на дому;
6) 825 отделений социально-реабилитационных служб;
7) 233 специальных дома для одиноких престарелых;
8) 28 иных специализированных домов [8].
По данным отделений социального обслуживания приоритет отдается оказанию услуг на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов. Данная форма является более экономичной, по сравнению со стационарными учреждениями, но в то же время нацелена на сохранение привычной среды обитания граждан.
В 2015 г. надомные услуги предоставлены 1,3 млн. граждан пожилого возраста и инвалидам, в то время как в 2014 году их получили всего 362 тыс. граждан. Медицинское обслуживание на дому предоставлено 103,3 тыс. гражданам, а в 2014 – 150,5 тыс. гражданам. Срочное социальное обслуживание предоставлено 11,9 млн. граждан, в 2014 году получили на 500 тыс. граждан меньше.
Предоставление социального обслуживания на дому заметно расширилась в 2015 году за счет увеличения количества центров, по сравнению с 2014 годом. Сейчас в очереди на обслуживание 12,4 тыс. человек, в 2014 году было свыше 131 тыс. человек. Коек в стационарах на 2015 год в среднем по России развернуто 275, 3 тыс. Общее количество стационаров за 2010-2015гг сократилась с 1664 до 1538 единиц, это связано с сокращением издержек на содержание административного аппарата. Очередь на социальное обслуживание в стационарах сохраняется. По состоянию на 2015 год ожидают места в стационарах 16,5 тыс. пожилых граждан и инвалидов, из них 7,5 тыс. человек ожидают более года.
Как показал анализ, в современной России жизнь пожилого человека находится на достаточно низком уровне, что выражено в недостаточных для достойной жизни доходах, неудовлетворительным медицинским и социальным обслуживанием. Независимо от того, решаются ли объективные вопросы по улучшению качества жизни пожилых людей, в результате нахождения ресурсов для решения социо-экономико-гуманитарных вопросов пенсионеров, или организуется собственная активность пожилого человека, все они определены тем, как человек (социальный работник, управленец, врач или сам пенсионер) рассматривает проблему старения, социальный характер конструирования, которой всегда подчеркивается исследователями.

Использованные источники:
1. Арстангалиева З.Ж. Возраст как фактор здоровьесбережения // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2012. - Том 2. № 11. – С. 863-867.
2. Сохранение стереотипов по отношению к пожилому населению сопряжено с серьезными рисками // Аналитический центр при Правительстве РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ac.gov.ru/events/08486.html (дата обращения: 02.01.2017).
3. Темушкин В.А. Анализ социально-экономической активности пожилого населения в условиях кризиса: факты и прогнозы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. - №42(324). – С. 49-64.
4. Официальная статистика // Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ (дата обращения: 18.12.2016).
5. Пожилое население России: проблемы и перспективы // Аналитический центр при Правительстве РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/8485.pdf (дата обращения: 18.12.2016).
6. Проблемы пожилых людей // Сеть пансионатов по уходу за пожилыми людьми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pansionat-osen.ru/poleznye-materialy/problemy-pozhilyh-lyudej (дата обращения: 02.02.2017).
7. Пожилые люди более всего недовольны низким уровнем медицинского обслуживания // Медвестник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.medvestnik.ru/content/news/Pojilye-ludi-bolee-vsego-nedovolny-nizkim-urovnem-medicinskogo-obslujivaniya.html (дата обращения: 18.12.2016).
8. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013 - 2015 годы // Министерство труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ministry/about/reports/2013-2015 (дата обращения: 18.12.2016).


Прочитано 3931 раз Последнее изменение Пятница, 14 января 2022 02:10
Александр
Александр
Последнее от Александр

Mobile menu